Вопросительные предложения с вводными словами неуверенности как инструмент речевого воздействия в текстах Telegram-каналов СМИ


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-93-103

Полный текст:




Аннотация

В новостных текстах Telegram-каналов встречаются вопросительные предложения с вводными словами, обозначающими неполную степень уверенности (видимо, наверное, возможно и др.), ср. Может, пора договариваться? Эти предложения чаще всего представляют собой речевые акты двух типов – вопросы-гипотезы и вопросы-побуждения. В множестве таких вопросов выделяются потенциально манипулятивные речевые акты, цель которых – сформировать у адресата определенную оценку персонажа текста или его поступков (риторические вопросы, упреки, абсурдные гипотезы и абсурдные предложения). Показано, что разные вводные слова встречаются в разных типах вопросов с неодинаковой частотой: для возможно и может наиболее характерны гипотезы, для может быть – побуждения, а для видимо – манипулятивные высказывания. Анализ общего количества вопросов с вводными словами в разных новостных источниках позволяет сделать вывод о том, что одни источники не используют такие вопросы в редакционных текстах практически никогда, другие же чаще задают их «от лица редакции», чем приводят в цитатах. Наконец, было обнаружено, что разные каналы «предпочитают» разные типы вопросов с вводными словами: «Московский комсомолец» чаще других СМИ использует гипотезы, «Взгляд» и «Комсомольская правда» – побуждения, «Царьград» и “Russia Today” – абсурдные высказывания, риторические вопросы и упреки.


Об авторе

С. И. Переверзева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Светлана И. Переверзева, кандидат филологических наук

125047; Миусская пл., д. 6; Москва



Список литературы

1. Белунова 2013 – Белунова Н.И. Вопросительное и побудительное предложения в коммуникативном аспекте // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 3. С. 84–91.

2. Булыгина, Шмелёв 1993 – Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Гипотеза как мыслительный и речевой акт // Логический анализ языка: Ментальные действия. М.: Наука, 1993. С. 78–82.

3. Казаков 2018 – Казаков А.А. Манипулятивный потенциал поляризованного политического медиатекста: вариант измерения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. № 6. С. 75–93.

4. Логинов 2015 – Логинов А.В. Категория интеррогативности в современном русском языке. Дис. … д-ра филол. наук. Московский государственный педагогический университет. М., 2015. 500 с.

5. Моисеева, Титлова 2019 – Моисеева А.В., Титлова А.С. Манипулятивный потенциал текста микроблога (на примере анализа текстов-комментариев новостного Твиттера) // Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24. № 4. С. 996–1002.

6. Переверзева и др. 2023 – Переверзева С.И., Котов А.А., Жеребцова Я.А., Зинина А.А. Вводные слова и выражения со значением (не)уверенности в Telegram-каналах СМИ // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 5. С. 153–185.

7. Trnavac, Taboada 2023 – Trnavac R., Taboada M. Engagement and constructiveness in online news comments in English and Russian // Text & Talk. 2023. Vol. 43. No. 2. P. 235–262.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Переверзева С.И. Вопросительные предложения с вводными словами неуверенности как инструмент речевого воздействия в текстах Telegram-каналов СМИ. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2024;(12):93-103. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-93-103

For citation: Pereverzeva S.I. Questions with parentheses expressing uncertainty in the Telegram media channels. An instrument of manipulation. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2024;(12):93-103. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2024-12-93-103

Просмотров: 55

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)