Образ Премудрости на царских вратах


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-88-103

Полный текст:




Аннотация

Традиция изображения персонификаций божественного вдохновения, хорошо изученная применительно к лицевым рукописям и монументальной живописи, не была в фокусе внимания исследователей царских врат. Она считалась малораспространенной в их изобразительной программе, рассматривалась преимущественно на двух примерах XV в., которыми являются левая створа врат (ЦМиАР) и фрагмент правой створы из собрания В.А. Прохорова (ГРМ). Однако она прослеживается также в произведениях XVI–XVII столетий – царских дверях и их фрагментах. Если миниатюры с персонификациями Премудрости известны в византийском искусстве, то обычай украшения врат алтарной преграды такими фигурами по византийским памятникам не выявляется, напротив, он утвердился на Руси. Сохранившиеся произведения говорят о большой вариативности изобразительных типов Премудрости на вратах XV– XVII вв., находящих аналогии в миниатюрах и храмовых росписях. Это тип «активного собеседования», а также вариант изображения Софии за спиной евангелиста, иногда нашептывающей ему текст на ухо. Различия проявлялись в надписях над фигурами («Премудрость», «Дух Святой»), одеяниях, форме нимба и пр. В настоящей статье не решаются вопросы датировки, в ней предпринята попытка иконографической систематизации царских врат с персонификациями вдохновения.


Об авторе

П. В. Западалова
Государственный Русский музей
Россия

Полина В. Западалова, кандидат искусствоведения

191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4



Список литературы

1. Афанасьева 2012 – Афанасьева Т.И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII–XVI вв.: исследование и тексты. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2012. 393 с.

2. Брюсова 2006 – Брюсова В.Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М.: Белый город, 2006. 207 с.

3. Вздорнов 1989 – Вздорнов Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М.: Искусство, 1989. 343 с.

4. Горстка 2006 – Горстка А.Н. Иконы Углича XIV–XX веков. М.: Гранд-Холдинг, 2006. 205 с.

5. Джурич 2000 – Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М.: Индрик, 2000. 588 с.

6. Качалова, Маясова, Щенникова 1990 – Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1990. 384 с.

7. Малков 1988 – Малков Ю.Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря (материалы к исследованию) // Древний Псков. История. Искусство. Археология. Новые исследования. М.: Изобразительное искусство, 1988. C. 198–224.

8. Попов, Рындина 1979 – Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI века. М.: Наука, 1979. 640 с.

9. Смирнова 2007 – Смирнова Э.С. «Смотря на образ древних живописцев…». Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М.: Северный паломник, 2007. 384 с.

10. Смирнова 2011 – Смирнова Э.С. Искусство книги в средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М.: Северный паломник, 2011. 560 с.

11. Шалина 2000 – Шалина И.А. Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография // Иконостас. Происхождение – развитие – символика / Ред.- сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 559–598.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Западалова П.В. Образ Премудрости на царских вратах. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(6):88-103. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-88-103

For citation: Zapadalova P.V. The image of Wisdom on the Holy Gates. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(6):88-103. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-6-88-103

Просмотров: 146

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)