В поисках новой субъектности. Зритель как киборг (на примере фильма Адины Пинтилие “Touch me not”)
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-98-108
Аннотация
Повседневная жизнь современного человека тесно связана с информационными технологиями и новыми медиа. Специфичный тип коммуникации между человеком и технологией побуждает культуру к выработке соответствующего понимания человеческой субъектности. Анализ отношений между зрителем и современным искусством через призму актуальной философии может предложить примеры описания такой субъективности. В статье рассмотрен оригинальный режиссерский подход к зрителю на примере фильма «Недотрога» 2019 г. режиссера Адины Пинтилие. Зрительская позиция проанализирована не с точки зрения теории кино, которая признается недостаточной для описания комплекса определяющих характеристик новой субъектности, но в категориях современного философского тропа о киборге теоретика феминизма Донны Харауэй. Этот подход позволяет подробно описать процесс становления новой субъектности, удовлетворяющей условиям современной культуры. В фильме Адины Пинтилие предпринята успешная попытка выстраивания нового типа кинематографического нарратива, по отношению к которому зритель обретает новую субъектность. Совокупность кинематографических выразительных средств вынуждает его расширять свою внутреннюю свободу и отказываться от привычной точки зрения. Искусство позволяет диктовать зрителю идеи и контролировать его, оно же может научить его осознавать личные ограничения. В современной феминистской философии одним из условий свободного общества будущего является способность принять себя как сложное существо, которое уже нельзя назвать человеком в обыденном смысле этого слова. Сегодня он окружен технологиями в повседневности, отчасти отделен от природы, но в своих инстинктивных желаниях все еще близок к животному миру. В современной философской феминистской мысли способность принять эти обстоятельства как влиятельный фактор является необходимостью для обеспечения более справедливого и свободного мира будущего. Фильм – эксперимент Адины Пинтилие позволяет сделать вывод о том, что формирование новой субъектности при помощи нарративов, побуждающих к принятию этого факта, возможно за пределами теоретической мысли.
Об авторе
Т. В. КочинаРоссия
Татиана В. Кочина, магистр культурологии
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Колотаев 2019 – Колотаев В.А. Функции проективной идентификации в киноискусстве // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 3. C. 131–143.
2. Маклюэн 2003 – Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. 464 c.
3. Малви 2000 – Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории / Сост., комм. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. Минск: Пропилеи, 2000. С. 280–297.
4. Харауэй 2005 – Харауэй Д. Манифест Киборгов // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000 / Под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М.: РОССПЭН, 2005. С. 323–376.
5. Baudry 1988 – Baudry J-L. Ideological effects of the basic cinematographic apparatus // Film Quarterly (Winter, 1974–1975). Vol. 28. No. 2. P. 39–47 (reprinted in Movies& Methods) / Ed. by Bill Nichols, Berkeley, Los Angeles: University of California press, 1988. P. 531–542.
6. Pollmann, Hediger 2011 – Pollmann I., Hediger V. Film Experience and the Formation of Illusion: The Spectator as “Surrogate Body” for the Cinema // Cinema Journal. 2011. Vol. 50. No. 4. P. 136–150 [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/41240739 (дата обращения 21 мая 2022).
7. Sobchak 2004 – Sobchak V. Carnal Thoughts: Embodiment and Moving Image Culture. Berkeley: University of California Press, 2004. 340 p.
8. Wang 2018 – Wang Y. Adina Pintilie and the end of Romanian New Wave // Close up: Film and Media studies. Vol. 2. № 2. 2018. P. 47–60 [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/38531474/Adina_Pintilie_and_the_End_of_Romanian_New_Wave (дата обращения 21 февраля 2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кочина Т.В. В поисках новой субъектности. Зритель как киборг (на примере фильма Адины Пинтилие “Touch me not”). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(7):98-108. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-98-108
For citation: Kochina T.V. The search for a new subjectivity. The viewer as a cyborg (on the example of Adina Pintilie’s flm “Touch me not”). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(7):98-108. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-98-108
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.
ISSN 2073-6355 (Print)