«Двуголосое слово» и репрезентация «коллективной травмы» в фильмах «Дюба-Дюба» и «Окраина», снятых по киносценариям Петра Луцика и Алексея Саморядова


https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-156-170

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируются фильмы «Дюба-Дюба» и «Окраина», снятые по киносценариям Петра Луцика и Алексея Саморядова. Устанавливается, что структура каждого из этих фильмов соответствует форме, называемой «двуголосым словом». В.С. Библер определяет эту форму как сосуществование различных «синтактических строев в одном художественном высказывании». Различные «голоса» в картинах «ДюбаДюба» и «Окраина» не заглушают друг друга и воспринимаются как самодостаточные и равноправные литературно-кинематографические стили, жанры и изобразительные каноны. Фильмы «Дюба-Дюба» и «Окраина» внешне напоминают то кино 1990-х, которое однозначно принадлежит процветавшей в те годы культуре стеба. Однако, по мнению автора статьи, этим картинам чуждо характерное для стеба ви`дение некоего «архаичного» «объекта дистанцирования» с точки зрения якобы «более прогрессивной истины». А. Хван и П. Луцик не пародируют те или иные «объекты дистанцирования», а выстраивают определенные отношения между различными эксплицированными в фильмах кодами культуры. Используя понятие М.М. Бахтина, эти отношения можно назвать «диалогическими». «Диалогическая» форма «двуголосого слова» интерпретируется в статье как структурообразующее основание языка репрезентации «коллективной травмы». Такая трактовка не совпадает с утверждением возможности репрезентации «коллективной травмы» лишь как осуществления до-семиотического, «молчаливого» воздействия на зрителя. Это означает, что, несмотря на очевидное сходство рассматриваемых картин с постмодернистским пастишем, они не могут быть вписанными в круг тех произведений, которые напрямую связаны с постструктуралистскими и постмодернистскими понятиями «смерть автора», «пустота» и «отсутствие».

Об авторе

Борис В. Рейфман
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

кандидат культурологии;

г. Москва, 125993, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Плахов А. Умер Петр Луцик // Коммерсантъ. 2000. 31 окт.

2. Луцык П., Саморядов А. Собрание сочинений. Оренбург: Оренбургская книга, 2016. 648 с.

3. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе: В 2 т. Т. 2. Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1999. 240 с.

4. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.

5. Мы пришли в кино с приветом (пенталог критиков Елены Стишовой и Виктора Матизена, режиссера Александра Хвана, сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова в сочинской гостинице «Жемчужина») // Искусство кино.1993. № 9. С. 21-27.

6. Дубин Б.В. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 416 с.

7. Добротворский С. Все мы капитаны, каждый знаменит // Сеанс. 1992. № 7. С. 120-121.

8. Шапинская Е.Н. Образы прошлого в культуре постмодернизма: репрезентация или пастиш? // Культура и искусство. 2012. № 3 (9). С. 58-63.

9. Манцов И. Геополитическая комедия // Искусство кино. 1998. № 12. С. 27-32.

10. Рейфман Б.В. Явное и сокрытое (о некоторых типичных для советского кинореализма сталинской эпохи свойствах структуры фильма «Юность Максима») // Вопросы культурологии. 2009. № 8. С. 81-85.

11. Афанасьев А.Н. Предисловие // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 3 т. Т. 1. URL: http://feb-web.ru (дата обращения 25 дек. 2014).

12. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.

13. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев: Next, 1994. 384 с.

14. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next. 511 с.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

16. Гоготишвили Л.А. Автор и его ролевые инверсии (к сопоставлению подходов В.С. Библера и М.М. Бахтина) // Владимир Соломонович Библер. М.:РОССПЭН, 2009. С. 181-241.

17. Библер В.С. М.М. Бахтин, или Поэтика культуры // Библиотека учебной и научной литературы. URL: http://biblio.giuvus.ru/biblio/archive/bibler_mihail/00.aspx (дата обращения 2 дек. 2017 г.).

18. Хабермас Ю. Расколдовывание религиозно-метафизических картин мира и возникновение современных структур сознания // Социологическое обозрение. Т. 9. № 1. 2010. С. 27.

19. Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Европа, 2007. 612 с.

20. Карут К. Травма, время и история // Травма: Пункты: Сб. статей / сост. С. Ушакин, Е. Трубина. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 561-579.

21. Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 304 с.

22. Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, 1997. 224 с.

23. Hall S. Introduction to: Representation: Cultural Representations and Signifying Practices // SAGE Publishing. URL: https://fotografiaeteoria.files.wordpress.com/2015/05/the_work_of_representation__stuart_hall.pdf (дата обращения 29 дек. 2017 г.).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рейфман Б.В. «Двуголосое слово» и репрезентация «коллективной травмы» в фильмах «Дюба-Дюба» и «Окраина», снятых по киносценариям Петра Луцика и Алексея Саморядова. Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018;(7):156-170. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-156-170

For citation: Reifman B.V. “Two-Voiced Word” And Representation of "Collective Trauma" In The Films "Duba-Duba" And "outskirts", Shot By Screenplays of Peter Lutsik And Aleksei Samoryadov. RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2018;(7):156-170. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-7-156-170

Просмотров: 15

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)