Визуализация советского детства в рисунках Евгении Двоскиной


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-96-115

Полный текст:




Аннотация

Автор исследует способы визуализации повседневности советского детства брежневского периода в серии рисунков «#длятехктопомнит» Евгении Двоскиной. Сравнивая работу художника с другими современными визуальными ностальгическими проектами, обосновывается значимость выбранного источника: иллюстрации серии позволяют дать представления о визуальной среде советского ребенка, типичном облике детской территории, детских зонах публичного и приватного в коллективной памяти поколения. Опираясь на методологию визуальной социологии (П. Штомпка, О.В. Гавришина), автор анализирует причины восприятия зрителями старшего поколения рисунков серии как однозначно «советских» и ставит вопрос о маркерах «советского детства». Универсальность и наследуемость многих детских практик делает их вневременными, поэтому историческую эпоху прежде всего выдает стиль бытового мира и объекты, являющиеся символами советской идеологии. Немаловажную роль для восприятия зрителя играют композиционные и графические решения изображений. Знание натуры и художественное мастерство позволяют художнику давать точные поведенческие характеристики своим героям и задействовать, помимо визуальной, почти все виды сенсорной памяти (тактильной, моторной,таудиальной). Для указанного эффекта принципиально важным оказывается использование в рисунках текстового сопровождения, часто имеющего вид речевых формул. Если рассматривать серию в логике рассуждений о ностальгии С. Бойм, рисунки о советском детстве могут быть отнесены к процессуальному типу ностальгии, которая характеризуется иронией и противоречивым отношением к прошлому. Работа Евгении Двоскиной дает сложную многогранную визуализацию повседневности советского детства 60–80-х годов ХХ века.


Об авторе

Ж В. Уманская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Жанна В. Уманская, кандидат педагогических наук

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Ассман 2004 – Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

2. Бойм С. 1999 – Бойм С. Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века: Случай Ильи Кабакова // Новое литературное обозрение. 1999. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/1999/5/konecz-nostalgii.html (дата обращения 24 июля 2020).

3. Гавришина 2011 – Гавришина О.В. Империя света: Фотография как визуальная практика эпохи «современности». М.: Новое литературное обозрение, 2011. 208 с.

4. Штомпка 2005 – Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.

5. Штомпка 2007 – Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: Учебник / Пер. с польск. Н.В. Морозовой; Авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Уманская Ж.В. Визуализация советского детства в рисунках Евгении Двоскиной. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(8):96-115. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-96-115

For citation: Umanskaya Z.V. Visualization of Soviet childhood in drawings by Eugeniya Dvoskina. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(8):96-115. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-8-96-115

Просмотров: 186

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)