От моральной паники к социальному институту и обратно: вера в колдовство в истории человечества


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-31-53

Полный текст:




Аннотация

В статье вера в колдовство в современном мире рассматривается в рамках этологического и структурно-функционального подходов, концепций «моральной паники» и «образа ограниченного блага». Автор анализирует этологические основы и социальные функции веры в колдовство и показывает, что идея колдовства оказывается функцией от социальных отношений, коммуникативных потребностей и творческих способностей (можно сказать, побочным эффектом этих общечеловеческих потребностей и способностей). В статье последовательно демонстрируется, как в сообществах охотников-собирателей и ранних земледельцев вера в колдовство и соответствующие ей практики становятся важным когнитивным инструментом и механизмом социальной регуляции и как с ростом и усложнением общества эти идеи и практики превращаются в симптом социального расстройства, когда преследованиям начинают подвергаться целые группы демонизируемых соплеменников. Автор показывает, что вера в колдовство, сохраняющаяся в латентном виде в коллективных общественных представлениях, усиливается в ситуациях социальных потрясений, экономических кризисов и преследования предполагаемых колдунов могут возобновиться и в наши дни. Современные кейсы из Уганды, Танзании, Кении и России демонстрируют такое положение дел

Об авторе

О. Б. Христофорова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ольга Б. Христофорова, доктор филологических наук, Российский государственный гуманитарный университет

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Ахметова 2010 – Ахметова М.В. Конец света в отдельно взятой стране: Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М.: ОГИ, РГГУ, 2010. 336 с.

2. Бутовская 2004 – Бутовская М.Л. Язык тела: Природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М.: Научный мир, 2004. 440 с.

3. Савенко 2017 – Савенко Ю.С. Осуществленная утопия: Первый эксперимент профессиональной самоорганизации в психиатрии: К 30-летию Независимой психиатрической ассоциации России: 1989–2017 [Электронный ресурс]. URL: http://npar.ru/wp-content/uploads/2017/11/broshura_npar.pdf (дата обращения 28.02.2021).

4. Следзевский 1992 – Следзевский И.В. Концепция программы «Архаический синдром в бывшем Советском Союзе: Проблема возрождения архаического сознания в экстремальных жизненных ситуациях и в закрытых культурных средах» // Пространство и время в архаических культурах: Материалы коллоквиума. М.: Ин-т Африки, 1992. С. 78–89.

5. Тайлор 1989 – Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

6. Утехин 2001 – Утехин И. Очерки коммунального быта. М.: ОГИ, 2001. 277 с.

7. Фостер 2020 – Фостер Дж.М. Крестьянское общество и ограниченное благо // Фольклор и антропология города. 2020. Т. 3. № 1–2. С. 14–36.

8. Христофорова 2010 – Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: ОГИ, РГГУ, 2010. 432 с.

9. Эванс-Причард 1994 – Эванс-Причард Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев / Сост. И.Т. Касавин. М.: Республика, 1994. С. 30–83.

10. Atran 2002 – Atran S. In gods we trust. The evolutionary landscape of religion. Oxford: Oxford Univ. Press, 2002. 400 p.

11. Barkow 1992 – Barkow J.H. Beneath new culture is old psychology. Gossip and social stratification // The adapted mind. Evolutionary psychology and the generation of culture / Ed. by J.H. Barkow, L. Cosmides, J. Tooby. Oxford: Oxford Univ. Press, 1992. P. 627–637.

12. Ben-Yehuda, Goode 1994 – Ben-Yehuda N., Goode E. Moral panics. The social construction of deviance. Oxford: Blackwell, 1994. 265 p.

13. Briggs 1996 – Briggs R. Witches and neighbors. The social and cultural context of European witchcraft. N. Y.: Penguin, 1996. 457 p.

14. Cohen 1972 – Cohen S. Folk devils and moral panics. L.; N. Y.: MacGibbon and Kee, 1972. 282 p.

15. Douglas 1970 – Douglas M. Introduction – Thirty years after “Witchcraft, oracles and magic” // Witchcraft confessions and accusations / Ed. by M. Douglas. L.: Tavistok publ., 1970. P. XIII–XXXVIII.

16. Foster 1960–1961 – Foster G.M. Interpersonal relations in peasant society // Human Organization. Winter 1960/61. Vol. 19. P. 174–184.

17. Foster 1965 – Foster G.M. Peasant society and the image of limited good // American Anthropologist. 1965. Vol. 67. No. 2. P. 293–315.

18. Foster 1967 – Foster G.M. Tzintzuntzan. Mexican peasants in a changing world. Boston: Little, Brown, 1967. 384 p.

19. Klaniczay 1990 – Klaniczay G. The uses of supernatural power. The transformation of popular religion in Medieval and Early Modern Europe. Princeton: Princeton Univ. Press, 1990. 268 p.

20. Larner 1981 – Larner Ch. Enemies of God: The witch-hunt in Scotland. Baltimore, Md.: Johns Hopkins Univ. Press, 1981. 244 p.

21. Lindquist 2006 – Lindquist G. Conjuring hope. Magic and healing in contemporary Russia. N. Y.; Oxford: Berghahn Books, 2006. 251 p.

22. Macfarlane 1970a – Macfarlane A. Witchcraft and conflict // Witchcraft and sorcery: Selected readings / Ed. by M. Marwick. Harmondsworth. Penguin Books, 1970. P. 296–304.

23. Macfarlane 1970b – Macfarlane A. Witchcraft in Tudor and Stuart England. L.: Harper & Row, 1970. 334 p.

24. Marwick 1964 – Marwick M. Witchcraft as a social strain gauge // Australian Journal of Science. 1964. Vol. 26. P. 263–268.

25. Marwick 1965 – Marwick M. Sorcery in its social setting. A study of the Northern Rhodesian Cewa. Manchester: Univ. of Manchester Press, 1965. 339 p.

26. Marwick 1967 – Marwick M. The sociology of sorcery in a Central African tribe // Magic, witchcraft, and curing / Ed. by J. Middleton. N. Y.: Garden City, 1967. P. 101–133

27. McLuhan 1964 – McLuhan M. Understanding media. The extensions of man. N. Y.: McGraw-Hill, 1964. 318 р.

28. Midelfort 1972 – Midelfort E. Witch-hunting in Southwestern Germany, 1562–1684. The social and intellectual foundations. Stanford: Stanford Univ. Press, 1972. 306 р.

29. Minnaar et al. 1998 – Minnaar A., Wentzel M., Payze C. Witch killing with specific reference to the Northern province of South Africa // Violence in South Africa. A variety of perspectives / Ed. by E. Bornman. Pretoria: Human Sciences Research Council, 1998. P. 175–199.

30. Murdock 1980 – Murdock G.P. Theories of illness. A world survey. Pittsburgh: Univ. of Pittsburgh Press, 1980. 127 p.

31. Niehaus 2001 – Niehaus I. Witchcraft, power and politics. Exploring the occult in the South African Lowveld. L.; Sterling, VA: Pluto Press, 2001. 246 р.

32. Siegel 2006 – Siegel J.T. Naming the witch. Stanford, Calif.: Stanford Univ. Press, 2006. 253 р.

33. Thomas 1970 – Thomas K. The relevance of social anthropology to the historical study of English witchcraft // Witchcraft confessions and accusations / Ed. by M. Douglas. L.: Tavistok publ., 1970. P. 47–79.

34. Young 1971 – Young J. The Role of the police as amplifiers of deviancy, negotiators of reality and translators of fantasy // Images of deviance / Ed. by S. Cohen. Harmondsworth: Penguin, 1971. P. 27–61.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Христофорова О.Б. От моральной паники к социальному институту и обратно: вера в колдовство в истории человечества. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(5):31-53. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-31-53

For citation: Khristoforova О.B. From moral panic to social institution and back again. Witchcraft beliefs in human history. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(5):31-53. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-31-53

Просмотров: 184

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)