Стигма на лице: средневековые истоки «еврейского носа»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-10-38
Аннотация
На антисемитских карикатурах и плакатах Нового времени евреи обычно предстают с хищными крючковатыми носами. Эта черта превратилась в важнейшую стигму, визуальный маркер физической, а через нее – культурной, психологической или духовной инаковости. В поисках истоков подобных изображений историки обращаются к средневековой юдофобской иконографии и без труда находят там «портреты» Иуды Искариота, первосвященников или фарисеев с точно таким же профилем. Эта статья показывает, что в западной иконографии типаж, который историки часто называют «еврейским», на самом деле использовался при изображении и других иноверцев, а также еретиков. При этом самих иудеев представляли не только с крючковатым, но и с плоским вздернутым носом. Эта физиогномическая пара с XII в. вездесуща в западном искусстве. У обоих типов носов в средневековых физиогномических трактатах была самая негативная репутация. Медиевисты нередко используют крючковатый нос как маркер, позволяющий узнать на изображении иудеев или персонажей, которых с ними отождествляли. Однако во многих случаях это ведет к ошибкам, поскольку крючковатый нос скорее был одним из универсальных знаков инаковости и злодейства, чем специфически юдофобским знаком.
Ключ. слова
Об авторе
М. Р. МайзульсРоссия
Михаил Р. Майзульс
125993, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Зеленина 2018 – Зеленина Г.С. Огненный враг марранов: Жизнь и смерть под надзором инквизиции. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 396 с.
2. Лосев 2000 – Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М.: АСТ; Фолио, 2000. 880 с.
3. Лучицкая 2001 – Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2001. 412 с.
4. Майзульс 2019 – Майзульс М.Р. Мышеловка св. Иосифа: Как средневековый образ говорит со зрителем. М.: СЛОВО, 2019. 400 с.
5. Махов 2011 – Махов А.Е. Средневековый образ между теологией и риторикой: Опыт толкования визуальной демонологии. М.: Изд-во Кулагиной – Intrada, 2011. 256 с.
6. Пильгун 2019 – Пильгун А.В. Потусторонний мир Средневековья: рай, чистилище, ад и их персонажи в визионерских текстах и миниатюрах из западноевропейских рукописей IX–XV веков. М.: Гамма-Пресс, 2019. 456 с.
7. Back, Solomos 2000 – Theories of Race and Racism: A Reader / Ed. by L. Back, J. Solomos. New York; London: Routledge, 2000. 646 p.
8. Bale 2006 – Bale A. The Jew in Profile // New Medieval Literatures. 2006. No 8. P. 125–150.
9. Bartlett 2009 – Bartlett R. Illustrating Ethnicity in the Middle Ages // The Origins of Racism in the West / Ed. by M. Eliav-Feldon, B. Isaac, J. Ziegler. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 132–156.
10. Bradbury 2012 – Bradbury C.A. Picturing Maternal Anxiety in the Miracle of the Jew of Bourges // Medieval Feminist Forum: A Journal of Gender and Sexuality. 2012. Vol. 47, no 2. P. 34–56.
11. Broshi 2001 – Broshi M. Bread, Wine, Walls and Scrolls. New York; London: Sheffield Academic Press, 2001. 312 p.
12. Capriotti 2014 – Capriotti G. Lo Scorpione sul petto. Iconografia antiebraica tra XV e XVI secolo alla periferia dello Stato Pontifico. Roma: Gangemi Editore, 2014. 206 p.
13. Cluse 1995 – Cluse R. “Fabula ineptissima”: Die Ritualmordlegende um Adam von Bristol nach der Handschrift London, British Library, Harley 957 // Aschkenas: Zeitschrift für Geschichte und Kulture der Juden. 1995. No 5. P. 293–330.
14. Gow 1995 – Gow A.C. The Red Jews: Antisemitism in the Apocalyptic Age 1200–1600. Leiden; New York; Köln: Brill, 1995. 420 p.
15. Grayzel 1933 – Grayzel S. The Church and the Jews in the 13th century: A Study of Their Relations During the Years 1198–1254. Philadelphia: The Dropsie College, 1933. 378 p.
16. Harran 2013 – Harran D. The Jewish Nose in Early Modern Art and Music // Renaissance Studies, 2013. Vol. 28. No 1. P. 50–70.
17. Kaenel 2000 – Kaenel Ph. L’apprentissage de la déformation: les procédés de la caricature à la Renaissance // Sociétés & Représentations. 2000. Vol. 2. No 10. P. 79–102.
18. Klemettilä 2006 – Klemettilä H. Epitomes of Evil: Representations of Executioners in Northern France and the Low Countries in the Late Middle Ages. Turnhout: Brepols, 2006. 388 p.
19. Lewis 1992 – Lewis S. Beyond the Frame: Marginal Figures and Historiated Initials in the Getty Apocalypse // The J. Paul Getty Museum Journal. 1992. Vol. 20. P. 53–76.
20. Lipton 2014 – Lipton S. Dark Mirror: The Medieval Origins of Anti-Jewish Iconography. New York: Metropolitan, 2014. 390 p.
21. Lipton 2016 – Lipton S. Isaac and Antichrist in the Archives // Past and Present. 2016. Vol. 232. No 1. P. 3–44.
22. Mellinkoff 1993 – Mellinkoff R. Outcasts: Signs of Otherness in Northern European Art of the Late Middle Ages. Vol. 1. Berkeley; Los Angeles: University of California Pres, 1993. 360 p.
23. Metzler 2006 – Metzler I. Disability in Medieval Europe: Thinking about Physical Impairment during the High Middle Ages, c. 1100–1400. London; New York: Routledge, 2006. 355 p.
24. Patton 2008 – Patton P.A. Constructing the Inimical Jew in the Cantigas de Santa Maria: Theophilus’s Magician in Text and Image // Beyond the Yellow Badge AntiJudaism and Antisemitism in Medieval and Early Modern Visual Culture / Ed. by M.B. Merback. Leiden; Boston: Brill, 2008. P. 233–255.
25. Resnick 2012 – Resnick I.M. Marks of Distinctions: Christian Perceptions of Jews in the High Middle Ages. Washington: The Catholic University of America Press, 2012. 392 p.
26. Rose 2015 – Rose E.M. The Murder of William of Norwich: The Origins of the Blood Libel in Medieval Europe. Oxford; New York: Oxford University Press, 2015. 416 p.
27. Sagaert 2013/2014 – Sagaert S. L’utilisation des préjuges esthétiques comme redoutable outil de stigmatisation du juif // Revue d’anthropologie des connaissances. 2013/2014. Vol. 7. No 4. P. 971–992.
28. Sansy 2007 – Sansy D. Signe distinctif et judéité dans l’image // Micrologus. 2007. Vol. 15. P. 87–105.
29. Sauerländer 2006 – Sauerländer W. The Fate of the Face in Medieval Art // Set in Stone: The Face in Medieval Sculpture / Ed. by Ch.T. Little. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2006. P. 2–17.
30. Stacey 2007 – Stacey R.C. Adam of Bristol and Tales of Ritual Crucifixion in Medieval England // Thirteenth-Century England. Proceedings of the Gregynog Conference, 2005 / Ed. by B. Weiler, J. Burton, Ph. Schofield. London: Boydell & Brewer, 2007. P. 1–15.
31. Strickland 2003 – Strickland D.H. Saracens, Demons, and Jews: Making Monsters in Medieval Art. Princeton: Princeton University Press, 2003. 336 p.
32. Swain 2007 – Seeing the Face, Seeing the Soul: Polemon’s Physiognomy from Classical Antiquity to Medieval Islam / Ed. by S. Swain. Oxford; New York: Oxford University Press, 2007. 699 p.
33. Voß 2012 – Voß R. Entangled Stories: The Red Jews in Premodern Yiddish and German Apocalyptic Lore // Association for Jewish Studies Review. 2012. Vol. 36. No 1. P. 1–41.
34. Wirth 2008 – Wirth J. L’image à l’époque gothique (1140–1280). Paris: Cerf, 2008. 425 p.
35. Ziolkowski 1984 – Ziolkowski J. Avatars of Ugliness in Medieval Literature // The Modern Language Review. 1984. Vol. 79. No 1. P. 1–20.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Майзульс М.Р. Стигма на лице: средневековые истоки «еврейского носа». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020;(5):10-38. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-10-38
For citation: Maizuls M.R. Facial stigma. Medieval origins of the ‘Jewish nose’. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2020;(5):10-38. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-5-10-38
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.