Гравюра «Триумф Богоматери» в парижском Часослове Жоффруа Тори 1531 г.: языческое шествие или христианский панегирик?


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-114-125

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается гравюра «Триумф Богоматери» из Часослова Жоффруа Тори 1531 г., хранящегося в собрании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Данная ксилография предваряет традиционный для этого типа молитвенников раздел Часов Деве Марии и дополняет основной ряд изображений, большая часть которых связана с мариологической тематикой. Автор предпринимает попытку изучить возможные источники этой редкой иконографии, останавливаясь как на влиянии венецианского издания романа «Гипнэротомахия Полифила», появившегося в типографии Альда Мануция в 1499 г., так и на воздействии «Триумфов» Франческо Петрарки. Принимается во внимание также печатная продукция самого Ж. Тори: трактат «Цветущий луг» (1529), торжественный въезд Элеоноры Австрийской, опубликованный им в 1531 г. В иконографии гравюры использовались уже отработанная в итальянской живописи и графике схема триумфов языческих богов и римских императоров, а также визуальные впечатления, связанные с театральными и религиозными процессиями и торжественными въездами, свидетелем которых мог быть Ж. Тори. Однако эти образцы были преобразованы и наполнены новым, христианским содержанием, связанным с прославлением Девы Марии, что соответствовало и типу молитвенника (BVM), и разделу, перед которым данная гравюра была размещена.

Об авторе

О. В. Субботина
Библиотека Российской академии наук
Россия

Ольга В. Субботина, кандидат искусствоведения 

199034, Россия, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 1



Список литературы

1. Йейтс 2020 – Йейтс Ф. Астрея: Имперский символизм в XVI веке / Пер. с англ. А. Дементьева. М.: Изд-во книжного магазина «Циолковский», 2020. 416 с.

2. Лазурский 1977 – Лазурский В.В. Альд и альдины. М.: Книга, 1977. 142 с.

3. Стаф 2016 – Стаф И.К. Цветы риторики и прекрасные литеры: Французская литература позднего Средневековья и раннего Возрождения. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 246 с.

4. Степанов 2003 – Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения: Италия: XIV–XV века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 502 с.

5. Deprouw 2011 – Deprouw S. De Bourge à Paris par l’Italie // Geoffroy Tory imprimeur de François I graphiste avant la lettre. P.: Grandpalais, 2011. P. 18–32.

6. Kemp 2007 – Kemp W. Entries during the Reign of François I. The role of Geoffroy Tory // French ceremonial Entries in the 16th century: Event, Image, Text / Ed. by N. Russell, H. Visentin. Toronto: Centre for Reformation and Renaissance Studies, 2007. P. 111–132.

7. Maddocks 2007 – Maddocks H. Geoffroy Tory’s 1531 Book of Hours // La Trobe Journal. 2007. No. 79. P. 42–55.

8. Orth 1980 – Orth M. Geoffroy Tory et l’enluminure. Deux livres d’Heures de la collection Doheny // Revue de l’art. 1980. No. 50. P. 40–48.

9. Russell 2009 – Russell N. Construction et représentation de la mémoire collective dans les entrées triomphales au XVIe siècle // Renaissance and Reformation / Renaissance et Réforme. 2009. Vol. 32. No. 2. P. 53–72.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Субботина О.В. Гравюра «Триумф Богоматери» в парижском Часослове Жоффруа Тори 1531 г.: языческое шествие или христианский панегирик? ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(5):114-125. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-114-125

For citation: Subbotina O.V. Engraving “The Triumph of Our Lady” in the Paris Book of Hours by Geoffroy Tory. Is it a pagan parade or Christian panegyric? RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(5):114-125. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-114-125

Просмотров: 37

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)