Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Тема Экклезии в мозаичных композициях римских апсид как отражение коммуникативных визуальных стратегий папской власти

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-126-147

Аннотация

Многие исследования последних лет нацелены на установление факторов, влиявших на иконографическую программу в апсидах римских базилик, а также на новое, более глубокое понимание семантики изображенных сюжетов. Автор статьи рассматривает мозаичные композиции, стремясь продемонстрировать характерные аспекты (литургический, стилистический и политический) визуальных папских стратегий, которые в разные исторические периоды отражались в зашифрованных «посланиях» понтификов. В связи с литургикой изучаются как иконографические модели, так и надписи внутри композиции (литургические тексты, цитаты из Священного Писания). В стилистическом аспекте рассматривается живописный инструментарий, задействованный римскими художниками, и выявляется их обращение к наcледию прошлого. Одним из проявлений такого обращения стало, в частности, широкое заимствование палеохристианских моделей и схем в связи с последствиями провозглашенной Григорием VII реформы Церкви и с отражением в искусстве концепции Ecclesia primitiva. Политический аспект визуальной коммуникации предполагает обоснование, в первую очередь, различных мотивов иконографического выбора того или иного образа Римской Церкви, появляющегося в апсиде, установление зависимости декоративной программы от исторической и политической ситуации.

Об авторе

И. В. Голубева
Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина
Россия

Ирина В. Голубева, соискатель

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 17



Список литературы

1. Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М: Прогресс–Традиция, 2002. 748 с.

2. Пападакис 2010 – Пападакис А. Христианский Восток и возвышение папства в 1071–1453 гг. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2010. 629 с.

3. Andaloro, Romano 2018 – Andaloro M., Romano S. L’immagine nell’abside // Andaloro M., Romano S. Arte e iconografia a Roma. Da Costantino a Cola di Rienzo. Milano: Jaca Book, 2018. P. 93–132.

4. Aronberg Lavin 2016 – Aronberg Lavin M. “Avant-Garde” in the Late Medieval Apse of Santa Maria in Trastevere // Atribus et Hisoriae, 2016. No. 73. P. 1–46.

5. Bergmeier 2017 – Bergmeier A. The traditio legis in Late Antiquity and its afterlives in the Middle Ages // Gesta. 2017. Vol. 56. No. 1. P. 27–52.

6. Christe 1976 – Christe Y. Apocalypse et traditio legis // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. 1976. Vol. 71. S. 42–55.

7. Couzin 2015 – Couzin R. Traditio legis. Anatomy of an image. Oxford: Archaeopress, 2015. 145 p.

8. Franchi 1990 – Franchi A. Nicolaus papa IV 1288–1292 (Girolamo d’Ascoli). Ascoli, Piceno, 1990. 292 p.

9. Glatzer Wechsler 1975 – Glatzer Wechsler J. A change in the iconography of the Songs of the Songs in 12th and 13th centuries Latin Bibles // Texts and Responses. Studies presented to Nahum N. Glatzer on the occasion of his seventieth birthday by his students. Brill Archive, 1975. P. 73–93.

10. Iacobini 2006 – Iacobini A. Il mosaico in Italia dall’XI all’inizio del XIII secolo: spazio, immagini, ideologia // L’Arte Medievale nel contesto (300–1300): funzioni, iconografia, tecniche. A cura di Paolo Piva. Milano: Jaca Book, 2006. P. 463–501.

11. Kessler, Zacharias 2000 – Kessler H.L., Zacharias J. Rome 1300. On the path of the pilgrim. L.: Yale Univ. Press, 2000. 248 p.

12. Kinney 2010 – Kinney D. Ecclesiastical architecture in Rome and Central Italy ca. 350–650 // Italia in storia dell’archittettura italiana da Constantino a Carlo Magno / Ed. by S. De Blaauw. Vol. 1. Milan: Mondadori Electa, 2010. P. 54–97.

13. Kinney 2018 – Kinney D. Communication in a visual mode. Papal apse mosaics // Journal of Medieval History. 2018. Vol. 44. No. 3. P. 311–332.

14. Kitzinger 1982 – Kitzinger E. The Arts as Aspect of e Renaissance. Rome and Italy // Renaissance and renewal in the twelfth century. Papers presented at a conference marking the 50th anniversary of the publication of Charles Homer Haskins’s “Renaissance of the twelfth century”. At Cambridge, Nov. 26–29, 1977. Harvard Univ. Press, 1982. P. 637–670.

15. Krautheimer 1980 – Krautheimer R. Rome. Profile of a city, 312–1308. Princeton: Princeton Univ. Press, 1980. 416 p.

16. La commitenza 2016 – La committenza artistica dei papi a Roma nel Medioevo / А cura di Mario D’Onofrio. Roma: Viella, 2016. 566 p.

17. Parlato 2018 – Parlato E. Le icone in processione // Andaloro M., Romano S. Arte e iconografia a Roma. Da Costantino a Cola di Rienzo. Milano: Jaca Book, 2018. P. 69–93.

18. Riccioni 2006 – Riccioni S. Il mosaico absidale di S. Clemente a Roma: ‘Exemplum’ della chiesa riformata. Spoleto: Centro italiano di studi sull’alto medioevo, 2006. 107 p.

19. Thunø 2015 – Thunø E. The apse mosaic in Early Medieval Rome. Time, Network, and repetition. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2015. 325 p.

20. Toubert 1970 – Toubert H. Le renouveau paléochrétien à Rome au début du XIIe siècle // Cahiers archéologiques. 1970. Vol. 20. P. 99–154.


Рецензия

Для цитирования:


Голубева И.В. Тема Экклезии в мозаичных композициях римских апсид как отражение коммуникативных визуальных стратегий папской власти. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;(5):126-147. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-126-147

For citation:


Golubeva I.V. The Ecclesia theme in the apsidal mosaics of Rome as a reflection of the communicative visual strategies of the papal power. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;(5):126-147. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-5-126-147

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)