Образ театра и проблема идентичности героя в “Laterna Magica” И. Бергмана


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-64-74

Полный текст:




Аннотация

В данной статье анализируются способы репрезентации героя в автобиографии И. Бергмана “Laterna Magica”. Особое внимание уделяется анализу образа театра. Именно благодаря этому образу в автобиографии И. Бергмана возникает сложная и многоуровневая система самоидентификации героя. Помимо того что Бергман проводит четкую границу между я-в-прошлом и я-в-настоящем, в рефлексии о своем прошлом он также выделяет свойственную ему игру с иллюзиями и действительностью, с помощью которой он легко проводит границу между выбранной им ролью, «личиной» и «подлинным я». Образ театра в автобиографии Бергмана не может быть отделен от эмоционально переживаемой биографической реальности автора, но в то же время топос европейской культуры «мир как театр» отсылает к существующим структурным компонентам этой рефлексии, не принадлежащей к области субъективного переживания, что делает его положение в автобиографии особенным и важным с точки зрения определения специфики жанра.


Об авторе

А. Р. Гиматдинова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Айгуль Р. Гиматдинова, аспирант

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бахтин 1986 – Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 9–191.

2. Гадамер 1991 – Гадамер Х.Г. О праздничности театра // Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 155–165.

3. Женетт 1998 – Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 252–268.

4. Ингарден 1962 – Ингарден Р. О различном понимании правдивости («истинности») в произведениях искусства // Ингарден Р. Исследования по эстетике / Пер. с польск. А. Ермилова, Б. Федорова. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. С. 92–114.

5. Кайуа 2007 – Кайуа P. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. 304 с.

6. Лебедева 2010 – Лебедева В.А. Образ театра в художественных мемуарах А.И. Герцена // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2010. № 3 (26). С. 42–46.

7. Лотман 1992 – Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX в. // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. С. 269–287.

8. Нуркова 2011 – Нуркова В.В. Автобиографическая память с позиций культурнодеятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». 2011. № 1. С. 79–89.

9. Рикёр 2004 – Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с фр. И.И. Блауберг, И.С. Вдовина и др. М.: Изд-во гуманит. лит., 2004. 728 с. (Французская философия XX века)

10. Рыбальченко 2009 – Рыбальченко Т.Л. Образ театра в русской драме 1950– 1980-х гг. // Рыбальченко Т.Л. Русская литература в XX в.: имена, проблемы, культурный диалог. Томск: Нац. исслед. Томский гос. ун-т, 2009. С. 181–227.

11. Curtius 2013 – Curtius E.R. European literature and the Latin middle ages. Princeton: Princeton Univ. Press, [s.a.]. P. 238–245.

12. Lejeune 2015 – Lejeune P. Le pacte autobiographique. P.: Le Seuil, 2015. 366 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гиматдинова А.Р. Образ театра и проблема идентичности героя в “Laterna Magica” И. Бергмана. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021;1(8):64-74. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-64-74

For citation: Gimatdinova A.R. The image of theatre and the issue of the character’s identity in I. Bergman’s “Laterna Magica”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2021;1(8):64-74. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2021-8-64-74

Просмотров: 20

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)