Образ Магомета в «Первой всеобщей хронике Испании»: К вопросу о конструировании религиозной идентичности

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена образу Магомета в «Первой всеобщей хронике» Испании. Анализируется один из эпизодов легенды о Магомете - типично испанский - где рассказывается о проповеди ислама в Кордове и о несостоявшемся аресте Магомета по приказу Исидора Севильского. Этот эпизод заимствован из «Всемирной истории» Луки Туйского. Произведение Луки отличается ярко выраженной антиисламской направленностью, и при написании «мусульманских глав» хронист в большей степени опирается на него, чем на «Историю арабов» Родриго Толедского, несмотря на то, что произведение Родриго основано на арабских источниках и отличается большей достоверностью. Это позволяет сделать вывод о принципах историописания при дворе короля Альфонсо Х. По всей видимости, история об Исидоре и Магомете должна была указывать читателям и слушателям на то, что противостояние ислама и христианства в Испании имеет очень древнюю традицию.

Об авторе

Елена Сергеевна Марей
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Martin G. Un récit (la chute du royaume wisigothique d’Espagne dans l’historiographie chrétienne des VIII et IX siècle) // Martin G. Histoires de l’Espagne médiévale: Historiographie, geste, romancero. P., 1997. P. 11-42.

2. Bronisch A.P. Reconquista y guerra santa: la concepción de la guerra en la España cristiana desde los visigodos hasta comienzos del siglo XII / Trad. de M. Diago Hernando. Granada, 2006.

3. Louchitskaja S. L’image des musulmans dans les chroniques des croisades // Le Moyen Age. Revue d’histoire et de philologie. 1999. № 3-4. Р. 717-735.

4. Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.

5. Tolan J.V. Saracenos: el islam en la imaginación medieval europea / Trad. de J.R. Gutiérrez, S. Moreta. Valencia, 2007.

6. Лучицкая С.И. «Жизнь Магомета» Эмбрико Майнцского: легенда и история // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2013. T. 4. Вып. 6 (22) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840000601-0-1.

7. Журавский А.В. Магомет-кардинал: к истории одного образа Мухаммада в средневековой Европе // Свет Христов просвещает мир: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2014. Вып. 9. С. 83-109.

8. González Muñoz F. Apuntes sobre el tratamiento literario del profeta Mahoma en Occidente // La cultura clásica y su evolución a través de la Edad Media. Homenaje al. Prof. J. Mellado Rodríguez con motivo de su jubilación académica / Ed. por J.P. Monferrer-Sala, M. Rodríguez-Pantoja Márquez. Córdoba, 2014. P. 93-106.

9. La lengua y la literatura en tiempos de Alfonso X: Actas del Congreso Internacional, Murcia, 5-10.05.1984. Murcia, 1985.

10. Emperor of Culture: Alfonso X the Learned of Castile and His Thirteenth-Century Renaissance / Ed. by I. Burns. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1990.

11. Alfonso X el Sabio y las crónicas de España / Al cuidado de I. Fernández Ordoñez. Valladolid: Universidad de Valladolid, 2000.

12. Ауров О.В. «Deuen leer las estorias..»: Истоки и развитие сословной идентичности кастильского рыцарства (XII - середина XIV вв.) // Социальная идентичность средневекового человека / Отв. ред. А.А. Сванидзе, П.Ю. Уваров. М., 2007. С. 120-127.

13. Марей А.В. Дружба и доверие в испанском обществе XI-XIII вв.: неправовые регуляторы правового поля. М., 2011. С. 9-12.

14. Catalán D. La Estoria de España de Alfonso X: Creación y evolución. Madrid, 1992.

15. Martin G. Le pouvoir historiographique (l’historien, le roi, le royaume. Le tournant alphonsin) // Histoires de l’Espagne médiévale: Historiographie, geste, romancero. P., 1997. P. 123-136.

16. Martin G. Compilation (cinq procédures fondamentales) // Histoires de l’Espagne médiévale: Historiographie, geste, romancero. P., 1997. P. 107-121.

17. Martin G. Los intelectuales y la Corona: la obra histórica y literaria // Alfonso X y su época / Coord. por M. Rodríguez Llopis. Murcia, 2002. P. 259-285.

18. Jérez Cabrero E. El Chronicon mundi de Lucas de Tuy (c. 1238): técnicas compositivas y motivaciones ideológicas: Tesis Doctoral. Madrid: Universidad Autónoma de Madrid, 2006.

19. Grego Gómez M. La fuente árabe de la historia del Emirate omeya de al-Andalus en la Historia arabum de Jiménez de Rada // e-Spania. 2006. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://e-spania.revues.org/274.

20. Pick L.K. What did Rodrigo Jiménez de Rada Know About Islam? // Anuario de historia de la iglesia. 2011. Vol. 20. P. 221-235.

21. González Muñoz F. La leyenda de Mahoma en Lucas de Tuy // Actas III Congreso Hispánico de Latín Medieval (León, 26-29 de septiembre de 2001). Vol. 1. León, 2002. Р. 353-354.

22. Falque Rey E. La vida de Mahoma en las fuentes crisitianas medievales: Lucas de Tuy // Philologia Hispalensis. 2000. Vol. 14. Fasc. 2. P. 211-216.

23. Рыбина М.В. Евлогий Кордовский: священнослужитель, интеллектуал и мученик // Испанский альманах. 2008. Вып. 1. С. 110-128.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Марей Е.С. Образ Магомета в «Первой всеобщей хронике Испании»: К вопросу о конструировании религиозной идентичности. Вестник РГГУ Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015;(9):64-73.

For citation: Marey E. Image of Muhammad in the “First General Chronicle of Spain”: About the mode of religious identity construction. RSUH/RGGU BULLETIN. Series: History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies. 2015;(9):64-73. (In Russ.)

Просмотров: 19

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)