Диптих из Мурано – византийский оклад VI века


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-29-42

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена двум сторонам оклада из слоновой кости, известного в литературе как Муранский диптих. Название диптиха определило упоминание XVIII в. о местонахождении одной из его сторон в монастыре на о. Мурано неподалеку от Венеции. Разрозненные части оклада находятся сегодня в разных европейских музейных и библиотечных собраниях, а именно: в Равенне, Манчестере, Берлине, Париже и Санкт-Петербурге. Несмотря на обстоятельства сохранности, общий вид оклада поддается довольно точной реконструкции. Помимо исследования составных элементов этого ранневизантийского памятника и его иконографической программы, в данной работе будет проанализировано художественное своеобразие Муранского диптиха в контексте близких по времени и сюжету произведений. Выявление его специфических особенностей по сравнению с другими окладами позволит раскрыть многогранность искусства резьбы по слоновой кости и дополнит существующие представления об утраченных художественных циклах и развернутых монументальных программах ранневизантийского времени.

Об авторе

М А. Лидова
Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск
Россия

Мария А. Лидова, кандидат искусствоведения,

630090, Россия, Новосибирск, ул. Николаева, д. 8

 



Список литературы

1. Бакалдина 2021 – Бакалдина Е.В. Собрание М.П. Боткина: источники и историография // Искусство Евразии. 2021. № 1 (20). С. 120–141 [Электронный журнал]. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/199 (дата обращения 10.11.2021).

2. Дауни 2014 – Мир поздней античности: Документы и материалы. Вып. 1; Дауни Г. Газа в начале VI века / Пер. и сост. А.М. Болгова, Н.Н. Болгов. Белгород, 2014. 112 с.

3. Залесская 2006 – Залесская В.Н. Памятники византийского прикладного искусства IV–VII веков. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. 271 с.

4. Куватова 2019 – Куватова В.З. Возможные источники раннехристианской иконографии сцены «Иона под тыквенной лозой» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 1. C. 59–69.

5. Лидова 2009 – Лидова М.А. Ораторий Иоанна VII в базилике святого Петра в Риме // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2009. № 5. С. 61–80.

6. Лидова 2015 – Лидова М.А. Монументальные иконы в ранневизантийском искусстве: Богоматерь Оранта из оратория Иоанна VII (705–707) в Риме // Труды Государственного Эрмитажа: Византия в контексте мировой культуры. 2015. № 74. С. 14–34.

7. Лидова 2021 – Лидова М.А. Муранский диптих, или Сказ о том, как первые византинисты оклад искали // Актуальные проблемы истории и теории искусства: Сб. науч. статей / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. СтанюковичДенисовой. M.; СПб., 2021. Вып. 11. С. 285–295.

8. Cristoferi 1991 – Cristoferi E. Il restauro del “Dittico di Murano”. Studio per la ricomposizione strutturale di un avorio del Museo Nazionale di Ravenna // Kermes: Arte e tecnica del restauro. 1991. Nr. 12. P. 34–39.

9. Carletti 1975 – Carletti C. I tre giovani ebrei di Babilonia nell’arte cristiana antica. Brescia: Paideia, 1975. 167 p.

10. Ivoires 2003 – Ivoires médiévaux, Ve–XVe siècle / Ed. by D. Gaborit-Chopin, Alcouffe, M.-C. Bardoz. Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux. 2003. 645 p.

11. Lidova 2020 – Lidova M.A. The Heavenly Guard of the Mother of God. ‘Mary between the Angels’ in Early Byzantine Art // The Early Middle Ages (Bible and Women 6.1) / Ed. by J. Herrin, F.E. Consolino. Atlanta: SBL Press, 2020. P. 121–166.

12. Lowden 2007 – Lowden J. The Word Made Visible: The Exterior of the Early Christian Books as Visual Argument // The Early Christian Book / Ed. by W.E. Klingshirn, L. Safran. Washington D.C.: Catholic University of America Press, 2007. P. 13–47.

13. Rizzardi 1994a – Rizzardi C. Osservazioni sull’iconografia del dittico di Murano // Felix Ravenna.1994. Nr. 82. P. 142–151.

14. Rizzardi 1994b – Rizzardi C. Il «Dittico di Murano» conservato nel museo nazionale di Ravenna: aspetti e problematiche // Historian pictura refert. Miscellanea in onoredi padre Alejandro Recio Veganzones. Città del Vaticano: PIAC, 1994. P. 485–496.

15. Thierry 1978 – Thierry N. Identification de deux ivoires paléochrétiens // Journal des savants. 1978. T. 7–8. P. 185–188.

16. Van Loon 2006 – Van Loon G.J.M. The Virgin and the Midwife Salomé // Eastern Christian Art. 2006. No. 3. P. 81–104.

17. Volbach 1976 – Volbach W.F. Elfenbeinarbeiten der Spätantike und des frühen Mittelalters. Mainz: Philipp von Zabern, 1976. S. 87–90.

18. Wessel 1958 – Wessel K. Il dittico di Murano dalle cinque parti e la sua cerchia // Corsi di cultura sull’arte ravennate e bizantina. 1958. Nr. 1. P. 111–127.

19. Weitzmann 1979 – Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, 3d to 7th Century / Ed. by K. Weitzmann. N.Y.: The Metropolitan Museum of Art, 1979. 784 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лидова М.А. Диптих из Мурано – византийский оклад VI века. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(1):29-42. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-29-42

For citation: Lidova M.A. The Murano diptych. An Early Byzantine ivory book cover. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(1):29-42. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-29-42

Просмотров: 29

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)