Способы копирования и цитирования в производстве западноевропейской книжной миниатюры IX–XII вв.: опыт поиска классификации
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-43-60
Аннотация
Проблема образца и копии в западнохристианской традиции иллюминирования рукописей представляет собой сложный процесс, несколько раз подвергавшийся попыткам классификации и вызывающий к жизни несколько групп вопросов: авторитет рукописи-образца как единого целого, членение копируемого изображения на более или менее значительные для цитирования элементы (композиционное ядро – антураж и др.), сложение композиционной схемы из цитат из нескольких равноправных или неравноправных источников, дробление цитаты на части различной степени узнаваемости и масштаба – от группы фигур до значимой части фигуры, обозначаемой в историографии как «модуль». Отдельным вопросом становится способ обращения к так называемым «книгам образцов» или «книгам мотивов». В статье представлен опыт уточненной в ряде аспектов классификации методов работы западноевропейского миниатюриста IX–XII вв.
Об авторе
А. В. ПожидаеваРоссия
Анна В. Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент
105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3
Список литературы
1. Панофский 2009 – Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. М.: Азбука-классика, 2009.
2. Серегина 2018 – Серегина Д.А. Миграция иконографических мотивов в английских Псалтирях XI–XIII веков // Искусство в движении: Материалы Междунар. студ. конф. ОП «История искусств» НИУ ВШЭ. М.: Издат. дом Высшей шко- лы экономики, 2018. С. 7–24.
3. Alexander 1992 – Alexander J.J.G. Medieval Illuminators and Their Methods of Works. Yale, 1992.
4. Caillet 2012 – Cаillet J.P. La mise à profit de manuscrits antérieurs en tant que modèles par les miniaturistes du VIIIe au XIIe siècle // Cаhiers de Saint-Michel de Cuxa. 2012. XLIII. P. 49–50.
5. Carruthers 2008 – Carruthers M.J. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. New York: Cambridge University Press, 2008.
6. Diebold 2007 – Diebold W. The anxiety of influence in Early Medieval art: the Codex aureus of Charles the Bald in Ottonian Regensburg // Under the influence: the con- cept of influence and the study of illuminated manuscripts. Brügge: Brepols, 2007.
7. Dodwell 1990 – Dodwell C.R. The final copy of the Utrecht Psalter // Scriptorium. 990. Vol. 44. P. 21–53.
8. Dodwell 1993 – Dodwell C.R. The Pictorial art in the West. 800–1200. Yale: The Yale University Press, 1993.
9. Dufrenne 1964 – Dufrenne S. Les copies anglaises du psaurier d’Utrecht // Scriptorium. 964. Vol. XVIII. P. 185–197.
10. Dufrenne 1978 – Dufrenne S. Les Illustrations du Psautier d’Utrecht. Sources et apport Carolingien. Paris: Ophrys, 1978.
11. Geymonat 2012 – Geymonat L.V. Drawing, Memory and Imagination in the Wolfenbüttel Musterbuch // Mechanisms of Exchange: Transmission in Medieval Art and Architecture in the Mediterranean, ca. 1000–1500. Leiden; Boston: Brill, 2012. P. 220–285.
12. Gibson-Wood 1987 – Gibson-Wood C. The Utrecht Psalter and the Art of Memory // Revue d’art Canadienne. 1987. XIV (N 1–2). P. 9–15.
13. Kantorowicz 1947 – Kantorowicz E. The Quinity of Winchester // The Art Bulletin. 947. Vol. 29. N 2. P. 73–85.
14. Kessler 1971 – Kessler H.L. Hic homo formatur. The Genesis frontispieces of the Carolingian Bibles // Art Bulletin 1971. Vol. LIII. P. 143–160.
15. Kessler 1977 – Kessler H.L. The Illustrated Bibles from Tours. Princeton: Princeton Univ. Press, 1977.
16. Kitzinger 1966 – Kitzinger E. Norman Sicily as a Source of Byzantine Influence on Western art in the Twelphth Century // Byzantine art – an European art. Athens: Office of the Minister to the Prime Minister of the Greek Government, 1966.
17. Klein 1984 – Klein P. Les images de la Genèse de la Bible Carolingienne de Bamberg et la tredition des frontispices de Tours // Texte et image. Actes du Colloque interna- tional de Chantilly. Paris: Les Belles Lettres, 1984. P. 77–107.
18. Klein 2008 – Klein H. The So-Called Byzantine Diptych in the Winchester Psalter. ritish Library, MS Cotton Nero C. IV // Gesta. 1998. Vol. 37. N 1. P. 26–43.
19. Müller 2014 – Мüller M.E. “Introduction” // The Use of models in medieval book paint- ing. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2014. P. XI–XVIII.
20. Morgan 1982 – Morgan N.J. Early gothic manuscript 1190–1275 [A Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles V. 4 (1)]. Oxford: Harvey Miller, 1982.
21. Shapiro 1980 – Schapiro M. Selected Papers. V. 3. Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art. London: Chatto & Windus, 1980.
22. Scheller 1995 – Scheller R.W. Exemplum Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages (ca. 900 – ca. 1470). Amsterdam: Amsterdam University Press, 1995. 434 p.
23. Swarzenski 1963 – Swarzenski H. The Role of Copies in the Formation of the Styles of Eleventh Century // Romanesque and Gothic Art: Studies in Western Art. Princeton: Princeton University Press, 1963. P. 7–18.
24. Van der Horst 1996 – Van der Horst K. Utrecht Psalter in Medieval Art: Picturing the Psalms of David. London: Hes & De Graff, 1996.
25. Wolter von dem Knesebeck 2003 – Wolter von dem Knesebeck H. Göttliche Weisheit und Heilsgeschichte. Programmstrukturen im Miniaturenschmuck des Evangeliars Heinrichs des Löwen // Helmarshousen: Buchkultur und Golsdschmidkunst im Hohmittelalter. Kassel, 2003. S. 147–162.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Пожидаева А.В. Способы копирования и цитирования в производстве западноевропейской книжной миниатюры IX–XII вв.: опыт поиска классификации. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(1):43-60. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-43-60
For citation: Pozhidaeva A.V. The methods of copying and quoting for the production of West-European book miniatures of the 9th–12th centuries. The problems of classification. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(1):43-60. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-43-60
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.