Способы копирования и цитирования в производстве западноевропейской книжной миниатюры IX–XII вв.: опыт поиска классификации


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-43-60

Полный текст:




Аннотация

Проблема образца и копии в западнохристианской традиции иллюминирования рукописей представляет собой сложный процесс, несколько раз подвергавшийся попыткам классификации и вызывающий к жизни несколько групп вопросов: авторитет рукописи-образца как единого целого, членение копируемого изображения на более или менее значительные для цитирования элементы (композиционное ядро – антураж и др.), сложение композиционной схемы из цитат из нескольких равноправных или неравноправных источников, дробление цитаты на части различной степени узнаваемости и масштаба – от группы фигур до значимой части фигуры, обозначаемой в историографии как «модуль». Отдельным вопросом становится способ обращения к так называемым «книгам образцов» или «книгам мотивов». В статье представлен опыт уточненной в ряде аспектов классификации методов работы западноевропейского миниатюриста IX–XII вв.


Об авторе

А. В. Пожидаева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Анна В. Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент

105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3



Список литературы

1. Панофский 2009 – Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. М.: Азбука-классика, 2009.

2. Серегина 2018 – Серегина Д.А. Миграция иконографических мотивов в английских Псалтирях XI–XIII веков // Искусство в движении: Материалы Междунар. студ. конф. ОП «История искусств» НИУ ВШЭ. М.: Издат. дом Высшей шко- лы экономики, 2018. С. 7–24.

3. Alexander 1992 – Alexander J.J.G. Medieval Illuminators and Their Methods of Works. Yale, 1992.

4. Caillet 2012 – Cаillet J.P. La mise à profit de manuscrits antérieurs en tant que modèles par les miniaturistes du VIIIe au XIIe siècle // Cаhiers de Saint-Michel de Cuxa. 2012. XLIII. P. 49–50.

5. Carruthers 2008 – Carruthers M.J. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. New York: Cambridge University Press, 2008.

6. Diebold 2007 – Diebold W. The anxiety of influence in Early Medieval art: the Codex aureus of Charles the Bald in Ottonian Regensburg // Under the influence: the con- cept of influence and the study of illuminated manuscripts. Brügge: Brepols, 2007.

7. Dodwell 1990 – Dodwell C.R. The final copy of the Utrecht Psalter // Scriptorium. 990. Vol. 44. P. 21–53.

8. Dodwell 1993 – Dodwell C.R. The Pictorial art in the West. 800–1200. Yale: The Yale University Press, 1993.

9. Dufrenne 1964 – Dufrenne S. Les copies anglaises du psaurier d’Utrecht // Scriptorium. 964. Vol. XVIII. P. 185–197.

10. Dufrenne 1978 – Dufrenne S. Les Illustrations du Psautier d’Utrecht. Sources et apport Carolingien. Paris: Ophrys, 1978.

11. Geymonat 2012 – Geymonat L.V. Drawing, Memory and Imagination in the Wolfenbüttel Musterbuch // Mechanisms of Exchange: Transmission in Medieval Art and Architecture in the Mediterranean, ca. 1000–1500. Leiden; Boston: Brill, 2012. P. 220–285.

12. Gibson-Wood 1987 – Gibson-Wood C. The Utrecht Psalter and the Art of Memory // Revue d’art Canadienne. 1987. XIV (N 1–2). P. 9–15.

13. Kantorowicz 1947 – Kantorowicz E. The Quinity of Winchester // The Art Bulletin. 947. Vol. 29. N 2. P. 73–85.

14. Kessler 1971 – Kessler H.L. Hic homo formatur. The Genesis frontispieces of the Carolingian Bibles // Art Bulletin 1971. Vol. LIII. P. 143–160.

15. Kessler 1977 – Kessler H.L. The Illustrated Bibles from Tours. Princeton: Princeton Univ. Press, 1977.

16. Kitzinger 1966 – Kitzinger E. Norman Sicily as a Source of Byzantine Influence on Western art in the Twelphth Century // Byzantine art – an European art. Athens: Office of the Minister to the Prime Minister of the Greek Government, 1966.

17. Klein 1984 – Klein P. Les images de la Genèse de la Bible Carolingienne de Bamberg et la tredition des frontispices de Tours // Texte et image. Actes du Colloque interna- tional de Chantilly. Paris: Les Belles Lettres, 1984. P. 77–107.

18. Klein 2008 – Klein H. The So-Called Byzantine Diptych in the Winchester Psalter. ritish Library, MS Cotton Nero C. IV // Gesta. 1998. Vol. 37. N 1. P. 26–43.

19. Müller 2014 – Мüller M.E. “Introduction” // The Use of models in medieval book paint- ing. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2014. P. XI–XVIII.

20. Morgan 1982 – Morgan N.J. Early gothic manuscript 1190–1275 [A Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles V. 4 (1)]. Oxford: Harvey Miller, 1982.

21. Shapiro 1980 – Schapiro M. Selected Papers. V. 3. Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art. London: Chatto & Windus, 1980.

22. Scheller 1995 – Scheller R.W. Exemplum Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages (ca. 900 – ca. 1470). Amsterdam: Amsterdam University Press, 1995. 434 p.

23. Swarzenski 1963 – Swarzenski H. The Role of Copies in the Formation of the Styles of Eleventh Century // Romanesque and Gothic Art: Studies in Western Art. Princeton: Princeton University Press, 1963. P. 7–18.

24. Van der Horst 1996 – Van der Horst K. Utrecht Psalter in Medieval Art: Picturing the Psalms of David. London: Hes & De Graff, 1996.

25. Wolter von dem Knesebeck 2003 – Wolter von dem Knesebeck H. Göttliche Weisheit und Heilsgeschichte. Programmstrukturen im Miniaturenschmuck des Evangeliars Heinrichs des Löwen // Helmarshousen: Buchkultur und Golsdschmidkunst im Hohmittelalter. Kassel, 2003. S. 147–162.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пожидаева А.В. Способы копирования и цитирования в производстве западноевропейской книжной миниатюры IX–XII вв.: опыт поиска классификации. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(1):43-60. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-43-60

For citation: Pozhidaeva A.V. The methods of copying and quoting for the production of West-European book miniatures of the 9th–12th centuries. The problems of classification. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(1):43-60. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-43-60

Просмотров: 133

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)