«Премудрость Божия» в мозаиках собора Монреале


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-72-84

Полный текст:




Аннотация

Особое назначение в мозаиках Монреале имеет изобра- жение персонификации Премудрости Божией на восточной стороне арки, отделяющей центральный неф собора от трансепта. Премудрость представлена в виде царственной жены с воздетыми в молении руками, надпись SAPIENTIA DEI. Ниже по сторонам арки – славящие Премудрость архангелы Михаил и Гавриил. Изображение Премудрости стоит как бы в начале ветхозаветных сцен на тему создания мироздания и истории избранного народа на стенах нефа.

Изображения персонификации Премудрости Божией в виде цар- ственной жены неизвестны в средневизантийском искусстве, но встре- чаются в романской миниатюре. Представленная в Монреале персони- фикация Премудрости сходна также с изображениями персонификации Церкви в романской и ранневизантийской монументальной живописи, так что оба типа трудно различимы без поясняющей надписи или контек- ста. Непосредственным образцом для художников Монреале послужили, по-видимому, романские образы. Изображение в Монреале возможно рассматривать, по нашему мнению, как персонификацию, обозначающую одновременно Премудрость Божию и Церковь. Подобное истолкование образа существовало в Средневековье.


Об авторе

Л. М. Евсеева
Благотворительный фонд «Частный музей русской иконы»
Россия

Лилия М. Евсеева, кандидат искусствоведения

109240, Москва, Гончарная ул., д. 3., стр. 1

 



Список литературы

1. Аверинцев 1972 – Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25–49.

2. Аверинцев 2000 – Аверинцев С.С. Премудрость Божия построила себе дом (Притч. 9:1) для пребывания Божия с нами: понятие Софии и смысл иконы // София Премудрость Божия: Выставка русской иконописи XII–XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 4–8.

3. Евсеева 2009 – Евсеева Л.М. Бенедиктинская традиция воспроизведения сакрального пространства Иерусалима // Новые Иерусалимы: иератопия и иконография сакральных пространств / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2009. С. 338–362.

4. Лазарев 1986 – Лазарев В.Н. История византийской живописи: В 2 т. Т. 1. М., 1986. 331 с.; Т. 2: Таблицы. 397 с.

5. Уколова 1987 – Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М.: Наука, 1987. 60 с.

6. Флоровский 1995 – Флоровский Г.О. Почитание Софии Премудрости Божией в Византии и на Руси // Альфа и омега. 1995. № 1 (4). С. 145–161.

7. Borsook 1990 – Borsook E. Messages in mosaic. The Royal Programmes of Norman Sicily, 1130–1187. Oxford: Clarendon Press, 1990. 256 p.

8. Braca 2001 – Braca A. Guida alla cattedrale di Salerno e alle sue opera d’arte. Lancusi, 2001.

9. Demus 1949 – Demus O. Mosaics of Normann Sicily. L., 1949. 478 p.

10. Demus 1970 – Demus O. Byzantine Art and the West. N. Y.: New York Univ. Press, 1970. 274 p.

11. Florovsky 1940 – Florovsky G. Christ, the Wisdom of God in Byzantine theologie // Resumes des rapports et communication: 6-ème Congres International des Etudes Byzantines. Alger, 1939. Paris, 1940. P. 255–260.

12. Hofstätter 1968 – Hofstätter H.H. Il tardo Medioevo. Milano, 1968. 263 p.

13. Kitzinger 1995 – Kitzinger E. I mosaici del periodo normanno in Sicilia. Fasc. 4: Il Duomo di Monreale. I mosaici del Transetto. Palermo: Istituto Siciliano di studi bizantini e Neoellenici, 1995. 132, XV p.

14. Kitzinger 1996 – Kitzinger E. I mosaici del periodo normano in Sicilia. Fasc. 5: Il duomo di Monreale: I mosaici delle Navate. Palermo: Istituto Siciliano di studi bizantini e Neoellenici, 1996. 397 p.

15. Krautheimer 1969 – Krautheimer R. Studies in early Christian, Medieval and Rennaissance art. N.Y., 1969. XXVIII, 464 p.

16. Matthiae 1967 – Matthiae G. Mosaici medioevali delle chiese di Roma. Т. 2. Tavole. Roma, 1967.

17. Meyendorff 1969 – Meyendorff J. L’íconographie de la Sagesse divine in tradition byzantine // Cahiers archéologique. 1969. Vol. 10. P. 259–277.

18. Pirani 1966 – Pirani E. Miniatura romanica. Milano, 1966. 158 p.

19. Skhiertladze 2009 – Skhiertladze Z. The Frescoes of Othta Eklesia. Tbilisi, 2009. 397 p.

20. Toubert 2001 – Toubert H. Le rappresentazioni dell’Ecclesia nell’arte del X–XII secolo // Toubert H. Un’arte orientata. Riforma Gregoriana e iconografia / A cura Speciale. Milano: Jaca Book, 2001. P. 23–36.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Евсеева Л.М. «Премудрость Божия» в мозаиках собора Монреале. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(1):72-84. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-72-84

For citation: Evseeva L.M. “The Wisdom of God” in the mosaics of the Cathedrale Monreale. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(1):72-84. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-72-84

Просмотров: 142

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)