«Христос Вседержитель» XIII в. из собрания ЦМиАР в контексте греко-русских связей


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-98-113

Полный текст:




Аннотация

Мне по-прежнему представляется верным датировать икону «Христос Вседержитель» из ЦМиАР временем около 1200 г. или первой четвертью XIII в., т. е. домонгольским периодом. Мастерски написанная, но далекая от константинопольских рафинированных корней стиля, икона отмечена явными признаками искусства Северной Греции и Македонии, особенно близкой представляется традиция Касторьи. Происхождение памятника остается неясным, она могла быть произведе- нием как греческого, так и русского мастера. Однако, даже если считать и доску, и живопись иконы русскими, она очень близка греческому искусству, причем именно этого региона. Вероятно, такая близость – показатель влияния северогреческого искусства на формирование региональных особенностей живописи Северо-Восточной Руси XIII в.

Об авторе

О. Е. Этингоф
Российский государственный гуманитарный университет; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
Россия

Ольга Е. Этингоф, доктор искусствоведения

125047, Москва, Миусская пл., д. 6;

119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21



Список литературы

1. Джурич 2000 – Джурич В. Византийские фрески: Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М.: Индрик, 2000. 592 с.

2. Иоаннисян 2005 – Иоаннисян О.М. Романские истоки зодчества Владимиро-Суздальской Руси времени Андрея Боголюбского (Германия или Италия?) //

3. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции: К 2000-летию христианства. М.: Северный паломник, 2005. С. 31–69.

4. Каштанов 2001 – Каштанов Д.В. К истории связей Северо-Восточной Руси и Фессалоники во второй половине XII – начале XIII в. // Славяне и их соседи: XX конференция памяти В.Д. Королюка: Становление славянского мира и Византия в эпоху раннего Средневековья: Сборник тезисов. М.: ИСлРАН, С. 39–47.

5. Лидов 2014 – Лидов А.М. Росписи монастыря Ахтала: История, иконография, мастера. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2014. 528 с.

6. Литаврин 1974 – Литаврин Г.Г. Культурные связи Древней Руси и Византии в X– XII вв. (опыт исторической характеристики) // Доклады и сообщения советской делегации III Международного съезда по изучению стран юго-восточной Европы (Бухарест, 4–10 сентября 1974 г.). М., 1974. С. 1–21.

7. Манукян 2013 – Манукян А.М. Западные и южные врата собора Рождества Богородицы в Суздале как памятник русской художественной культуры конца XII – первой трети XIII в.: Дис. канд. искусствоведения. МГУ. М., 2013. 314 с.

8. Попов 1979 – Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери: XIV–XVI вв. М.: Наука, 1979. 640 с.: ил.

9. Попов 1997 – Попов Г.В. Декорация фасадов Дмитриевского собора и культура Владимирского княжества на рубеже XII–XIII вв. // Дмитриевский собор во Владимире: К 800-летию создания. М., 1997. С. 42–59.

10. Попова 1997 – Попова О.С. Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII в. // Там же. С. 93–119.

11. Седова 1997 – Седова М.В. Актовые печати князя Всеволода III // Там же. С. 274–279.

12. Стерлигова 1997 – Стерлигова И.А. Византийский мощевик Димитрия Солунского из Московского Кремля и его судьба в Древней Руси // Там же. С. 255–273.

13. Смирнова 1988/2 – Смирнова Э.С. «Спас Вседержитель» XIII в. в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева: Вопросы атрибуции // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М.: Наука. С. 244–261.

14. Сычев 1959 – Сычев Н.П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире // Памятники культуры: Исследование и реставрация. М., 1959. С. 143–177.

15. Этингоф 2005 – Этингоф О.Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII в. в России. М.: Индрик, 2005. 768 с.: [56] л.: XLIV, 89 ил.

16. Этингоф 2018 – Этингоф О. Еще раз об изучении художественных связей Владимира и Фессалоники в конце XII века // Македония – Рим – Византия: искусство Северной Греции от античности до Средних веков: Материалы научной конференции / Ред. Н.А. Налимова и др. М.: КДУ; Университетская книга, 2018. С. 142–165.

17. Янин 1970 – Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв.: В 2 т. Т. 1: Печати X – начала XIII в. М.: Наука, 1970. 328 с.

18. Chichinadze 2020 – Chichinadze N. Medieval Georgian Icon Painting [Электронный ресурс]. URL: https://www.atinati.com/news/5fd72039fb72f400383d5ce4 (дата обращения 27.11.2021).

19. Djurić 1981 – Djurić V.J. La peinture murale Byzantine: xiie et xiiie siècles // Actes du XVe Congrès international d’études byzantines, Athènes Septembre 1976. Athènes, 1981. Vol. 1. Р. 159–252.

20. Grozdanov 2006 – Grozdanov C. Kurbinovo and other studies on Prespa frescoes. Skopje: Macedonian Academy of Sciences and Arts. 354 p.

21. Karakatsanis 1997 – Karakatsanis A.A. and others. Treasures of Mount Athos. Thessaloniki: Ministry of Culture, Museum of Byzantine Culture, 1997. 695 p.

22. Kissas 1996 – Kissas S. A sepulchral Monument in Hagia Sophia, Thessaloniki // Museum of Byzantine culture. Thessaloniki, 1996. No. 3. P. 28–40.

23. Kourkoutidou-Nikolaidou 1997 – Kourkoutidou-Nikolaidou E., Tourta A. Wandering in Byzantine Thessaloniki. Thessaloniki: Kapon Editions, 1997. Р. 185–191.

24. Παπαζώτος 1994 – Παπαζώτος Θ. Η Βέροια και οι ναοί της (11ος–18ος αι.). Αθήνα. 1994. 468 σ.

25. Papazotos 1995 – Papazotos Th. Byzantine Icons of Verroia. Athens: Akritas, 1995. 247 p.

26. Pelekanidis 1985 – Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. Mosaics – Wall Paintings. Byzantine Art in Greece. Athens, Greece: “Melissa” Pub. House. 1985. 119 p.: ill.

27. Ševčenko 1967 – Ševčenko I. Russo-Byzantine Relations after the Eleventh Century // Proceedings of the XIIIth International Congress of Byzantine Studies. Oxford, 1967. Р. 93–104.

28. Smirnova 1988/1 – Smirnova E. L’icone du Pantocrator du Musée d’Art russe ancien Andrei Roublev de Moscou et les problèmes des contacts artistiques entre Byzance et la Russie à la fin du XII et au début du XIII siècle / «Студеница и византиjска уметност око 1200. године»: Међународни научни скуп поводом 800 година манастира Студенице и стогодишњице САНУ. Септембар 1986. Београд, 1986 // Уредник В. Кораħ. Beograd. САНУ. Научни скупови. Књ XLI. Одељење историjских наука. Књ 11. Beograd, 1988. P. 435–446.

29. Sophocleous 1994 – Sophocleous S. Icons of Cyprus: 7th–20th century. Nicosia: Museum publications, 1994. 240 p.

30. Tsigaridas 1988 – Tsigaridas E. La peinture à Kastoria et en Macédoine greque occidentale vers l’année 1200: Fresques et icons / «Студеница и византиjска уметност око 1200. године»: Међународни научни скуп поводом 800 година манастира Студенице и стогодишњице САНУ. Септембар 1986. Београд, 1986 // Уредник В. Кораħ. Beograd. САНУ: Научни скупови. Књ XLI. Одељење историjских наука. Књ 11. Beograd, 1988. Р. 309–320.

31. Τσιγαρίδας 2018 – Τσιγαρίδας Ε.Ν. Εικόνες του Βυζαντινού Μουσείου και ναών της Καστοριάς (12ος – 16ος αιώνας) Η εν Αθήναις Αρχαιολογική Εταιρεία Αθήνα. 608 σ.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Этингоф О.Е. «Христос Вседержитель» XIII в. из собрания ЦМиАР в контексте греко-русских связей. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(1):98-113. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-98-113

For citation: Etinhof O.E. “Christ Pantocrator” of the 13th century from the collection of Rublev museum in the context of Greek-Russian relations. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(1):98-113. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-98-113

Просмотров: 11

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)