Деревянное «Распятие» работы Филиппо Брунеллески и фреска Мазаччо «Троица»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-124-133

Полный текст:




Аннотация

Связь перспективного построения и трактовки архитек- туры во фреске Мазаччо «Троица» с творчеством Брунеллески достаточно полно освещена в литературе. При этом удивительно, что о потрясающем сходстве фигуры Христа на кресте в этом монументальном живописном панно с деревянным распятием, вырезанным Филиппо Брунеллески, говорится лишь в считаных зарубежных исследованиях в форме констатации. В настоящей работе анализируются причины отмеченного сходства и прослеживается роль «Распятия» Брунеллески в развитии итальянского искусства эпохи Кватроченто. Выдвигается гипотеза, что изображение Христа во фреске Мазаччо – не просто техническое повторение, а своеобразный «оммаж» старшему другу и консультанту.

Об авторе

Е. И. Тараканова
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
Россия

Екатерина И. Тараканова

 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21

 



Список литературы

1. Данилова 1991 – Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М.: Искусство, 1991. 294 с.

2. Beck 1971 – Beck J.H. Masaccio’s Early Career as a Sculptor // The Art Bulletin. 1971. Vol. 53. No. 2. P. 177–195.

3. Bellosi 1998 – Bellosi L. Filippo Brunelleschi e la scultura // Prospettiva. 1998. Nr. 91/92. Vol. 1: Omaggio a Fiorella Sricchia Santoro. P. 48–69.

4. Bellosi, Cavazzini, Galli 2002 – Bellosi L., Cavazzini L., Galli A. Masaccio e le origini del Rinascimento. Milano: Skira, 2002. 237 p.

5. Fehl 1982 – Fehl Ph.P. The Naked Christ in Santa Maria Novella in Florence: Reflections on an Exibition and the Consequences // Storia dell’Arte. 1982. Nr. 45. P. 161–166.

6. Kemp 1986 – Kemp W. Masaccios “Trinität” im Kontext // Marburger Jahrbuch für Kunstwissenschaft. 1986. Bd. 21. S. 44–72.

7. Lalli, Moioli, Rizzi etc. 2006 – Lalli C., Moioli P., Rizzi M., Seccaroni C., Speranza L., Stiberc P. Il Crocifisso di Donatello nella Basilica di Santa Croce a Firenze. Osservazioni dopo il restauro // OPD Restauro. 2006. Nr. 18. P. 13–38.

8. Lisner 1970 – Lisner M. Holzkruzifixe in Florenz und der Toskana von der Zeit um 1300 bis zum frühesten Cinquecento. Münich: Bruckmann, 1970. 128 p.

9. Locher 1993 – Locher H. Das gerahmte Altarbild im Umkreis Brunelleschis. Zum Realitätscharakter des Renaissance Retabels // Zeitschrift für Kunstgeschichte. 1993. Bd. 56, H. 4. S. 487–507.

10. Paolucci 1977 – Paolucci A. Il Crocifisso di Brunelleschi dopo il restauro // Paragone. 1977. Nr. 329. Luglio. P. 3–6.

11. Schlegel 1963 – Schlegel U. Observations on Masaccio’s Trinity Fresco in Santa Maria Novella // The Art Bulletin. 1963. Vol. 45. Nr. 1. Mar. P. 19–33.

12. Tarr 1995 – Tarr R. Brunelleschi and Donatello: Placement and Meaning in Sculpture // Artibus et Historiae. 1995. Vol. 16. No. 32. P. 101–140.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тараканова Е.И. Деревянное «Распятие» работы Филиппо Брунеллески и фреска Мазаччо «Троица». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(1):124-133. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-124-133

For citation: Tarakanova E.I. Wooden “Crucifixion” by Filippo Brunelleschi and Masaccio’s fresco “Trinity”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(1):124-133. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-124-133

Просмотров: 146

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)