Вотивные дары на Руси: предметы и практики
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-50-69
Аннотация
В статье рассматриваются обетные практики и вотивные дары, известные в русской религиозной традиции. Автор дает обзор индивидуальных и коллективных обетов, распространенных в средневековой Руси и императорской России, а также основных типов вотивных даров: здания (храмы, часовни), кресты, иконы, реликварии, оклады икон, церковная вышивка, материи, анатомические привесы, драгоценные дары иконам и др. Вотивные действия были важнейшим социальным инструментом для создания множества религиозных объектов, от монументальных (как монастырские постройки и городские храмы) до мелких (как платки, полотенца или подвески в форме больного органа). При этом действие по изготовлению, принесению, использованию обетного предмета и сам материальный предмет были неразрывно связаны – словом «обет» на Руси обозначали не только обещание, но и денежный вклад в монастырь или церковь, и вотивный предмет, и животных, откармливаемых для жертвы святому (празднику), и любой другой вид дара, материального или акционального. Как отмечает автор, обзор этих традиций помогает лучше понять современные вотивные практики, активно распространившиеся в России в последнее десятилетие.
Об авторе
Д. И. АнтоновРоссия
Дмитрий И. Антонов - доктор исторических наук, профессор.
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Антонов 2018 – Антонов Д.И. Два «тела» иконы: общение с сакральным образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 7. С. 9–34.
2. Антонов 2019 – Антонов Д.И. Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени. М.: РГГУ. 2019. 316 с.
3. Антонов 2020 – Антонов Д.И. Иконы и мощевики: об актуальных тенденциях конструирования храмового пространства в современной России // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 3. С. 102–114.
4. Антонов 2021 – Антонов Д.И. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 7–25.
5. Антонов 2022 – Антонов Д.И. Колодцы и печи: ритуализированная утилизация освященных предметов в постсоветской православной традиции // ВестникРГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 2. С. 30–43.
6. Антонов, Доронин 2022 – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Иконы советской эпохи: лики традиции. М.: Индрик, 2022. 184 с.
7. Антонов, Рычкова 2020 – Антонов Д.И., Рычкова Н.Н. Веники и восковые младенцы: вотивная традиция на Родосе // Живая старина. 2020. № 1. С. 20–23.
8. Антонов, Тюнина 2022 – Антонов Д.И., Тюнина С.М. Утилизация освященных предметов: тексты и комментарии // Живая старина. 2022. № 1. С. 24–29.
9. Бусева-Давыдова 2008 – Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008. 364 с.
10. Власов 2011 – Власов А.Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI–XVII веков: тексты и исследования. СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2011. 784 с.
11. Гнутова, Щедрина 2006 – Гнутова С.В., Щедрина К.А. Кийский крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Индрик, 2006. С. 681–705.
12. Дурасов 1977 – Дурасов Г.П. Каргопольское «заветное шитье» // Советская этнография. 1977. № 1. С. 110–113.
13. Комова 2012 – Комова М.А. Иконное наследие Орловского края XVIII–XIX веков. М.: Индрик, 2012. 512 с.
14. Кремлева 2010 – Кремлева И.А. Место обета в мировоззрении и повседневной жизни русского народа // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / Отв. ред., сост. О.В. Кириченко. М.: Наука, 2010. С. 241–284.
15. Мелехова 2010 – Мелехова Г.Н. Пути возвращения святынь // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / Отв. ред., сост. О.В. Кириченко. М.: Наука, 2010. С. 338–372.
16. Митрофанов 2013 – Митрофанов А.Г. Повседневная жизнь русского провинциального города в XIX веке: пореформенный период. М.: Молодая гвардия, 2013. 528 с.
17. Преображенский 2010 – Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI в. М.: Северный паломник, 2010. 542 с.
18. Стерлигова 1999 – Стерлигова И.А. Древнерусские украшенные иконы XII– XIII вв.: Опыт реконструкции // Византийский временник. 1999. Т. 58. № 83. С. 178–185.
19. Франклин 2010 – Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950–1300 гг.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 552 с.
20. Цеханская 2013 – Цеханская К.В. Почитание православных святынь в России. М.: Паломник, 2013. 400 с.
21. Щепанская 1995 – Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: К проблеме локальных групп. СПб.: МАЭ РАН, 1995. С. 110–176.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Антонов Д.И. Вотивные дары на Руси: предметы и практики. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(4):50-69. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-50-69
For citation: Antonov D.I. Votive gifts in Russia. Objects and practices. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(4):50-69. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-50-69
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.