Постсоветская судьба «советских икон»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-94-109
Аннотация
В статье, построенной на материалах научных экспедиций, рассмотрена постсоветская судьба рукодельных народных икон, создававшихся мастерами-«образовниками» в советское время. Авторы анализируют места, в которых бытуют советские иконы после разрушения СССР, и роли, которыми они наделяются в постсоветском социокультурном пространстве. Если в советскую эпоху рукодельные образы функционировали главным образом в пространстве дома, то в последние десятилетия сформировался целый ряд новых локусов их существования. Актуальными местами пребывания таких икон оказываются, помимо частных домов, храмы, часовни, пространства природных святынь, подсобные помещения церквей и монастырей, антикварные магазины, «блошиные рынки», интернет-сервисы по продаже коллекционных и бывших в употреблении товаров, наконец, заброшенные дома. В некоторых местах советские образы выполняют моленную, оберегающую функцию, формируют иконостасы и пространства сельских природных святынь. В других же случаях они утрачивают свою роль сакральных предметов и постепенно исчезают из социальной среды – либо постепенно «умирают» в природной среде, либо подвергаются ритуализированной утилизации. Интересной представляется также практика превращения советских икон в символический и материальный ресурс, описанная на примере Николаевского женского монастыря в г. Арзамас.
Об авторах
Д. И. АнтоновРоссия
Дмитрий И. Антонов - доктор исторических наук, профессор.
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
С. М. Тюнина
Россия
Софья М. Тюнина – бакалавр.
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Антонов 2022 – Антонов Д.И. Колодцы и печи: ритуализированная утилизация освященных предметов в постсоветской православной традиции // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 2. С. 30–43.
2. Антонов, Доронин 2022 – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Иконы советской эпохи: лики традиции. М.: Индрик, 2022. 184 с.
3. Антонов, Доронин 2022а – Антонов Д.И., Доронин Д.Ю. Советская икона: от рождения до «похорон» // Живая старина. 2022. № 1. С. 29–33.
4. Антонов, Тюнина 2022 – Антонов Д.И., Тюнина С.М. Утилизация освященных предметов: тексты и комментарии // Живая старина. 2022. № 1. С. 24–29.
5. Левкиевская 2014 – Левкиевская Е.Е. «Просто несли веру христианскую в массы...» (Сакральные специалисты советского времени в украинском анклаве Саратовской обл.) // Живая старина. 2014. № 4. С. 50–53.
6. Левкиевская 2020 – Левкиевская Е.Е. Биографии религиозных специалистов в межпоколенной передаче культурной информации // «Осколки» в традиции / Отв. ред. и сост. Е.Е. Левкиевская, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова. М.: Неолит, 2020. С. 215–245.
7. Мельников 2021 – Мельников И. «Грешно, вроде как, читать по этому…»: священные книги и тексты в современных практиках сельских православных религиозных сообществ Тамбовской области // Деревенские святыни: Сб. статей, интервью и документов / Публ. подг. Е.В. Воронцова, А.Н. Алленов, В.С. Елагина, Е.А. Коршикова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2021. С. 52–58.
8. Мороз 2016 – Мороз А.Б. К фольклорному стереотипу святости: Деревенские чудаки // Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова; отв. ред. О.Б. Христофорова. М.: Форум, 2016. С. 127–154.
9. Doronin 2018 – Doronin D.Yu. The ‘soft iconoclasm’ in vernacular orthodoxy of Volga Finns // IKON. 2018. Vol. 18. С. 197–204.
Рецензия
Для цитирования:
Антонов Д.И., Тюнина С.М. Постсоветская судьба «советских икон». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(4):94-109. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-94-109
For citation:
Antonov D.I., Tyunina S.M. The post-Soviet fate of ‘Soviet icons’. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(4):94-109. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-94-109