Возвращение святыни и ее легитимация в легендах: случай кыласовской иконы Николая Чудотворца


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-142-162

Полный текст:




Аннотация

В статье на примере почитаемого образа из с. Кыласово Пермского края показано, как с помощью легенд конструируется бытие иконы в качестве сакрального объекта и как символически преодолеваются возникающие «разрывы» традиции. В работе описаны связанные с этой иконой этиологические сюжеты и формы ее почитания; приведена история утраты и повторного обретения в XX в.; охарактеризована реконструкция локальной традиции на современном этапе. Наиболее ранние легенды о кыласовском образе св. Николая Чудотворца (явление на периферии культурного пространства, наказание святотатцев слепотой) показывают, что сюжеты, уже получившие широкую известность, актуализируются на юге Пермского Прикамья в связи с процессами и событиями XVII–XVIII вв. Новый виток развития устной традиции вызывают реалии советского времени: закрытие храма, пропажа и обнаружение чудотворного образа, спрятанного в деревенском доме. История спасения святыни опубликована на официальном сайте храма, что можно считать началом введения современных устных легенд об этой иконе в поле официальной церковной культуры. В 2000-х гг. еще одной проблемной ситуацией становится реставрация (фактически – переписывание) почитаемого образа. Значительная часть народных легенд обнаруживает связь с «кризисными точками» в жизни прихода, обусловленных «нестабильностью бытия» местной святыни (утратой, переносом в другой храм, радикальной реставрацией). В таких ситуациях важными функциями религиозных нарративов становится легитимация происходящих изменений, подтверждение чудесной природы религиозной реликвии. Эти функции вообще присущи многим легендам о святынях, современный материал лишь высвечивает их прагматику с большей очевидностью.

Об авторе

С. Ю. Королёва
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Светлана Ю. Королёва - кандидат филологических наук.

614068, Пермь, ул. Букирева, д. 15



Список литературы

1. Агаджанян, Русселе 2006 – Агаджанян А.С., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики? // Религиозные практики в современной России / Отв. ред. К. Русселе, С.А. Агаджанян. М.: Новое издательство, 2006. С. 11–32.

2. Антонов 2018 – Антонов Д.И. Два «тела» иконы: общение с образом как апроприация силы // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 7. С. 9–34. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-7-9-34

3. Антонов 2021 – Антонов Д.И. Апроприация силы: незримое «тело» святыни в христианских традициях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 7–25.

4. Антонов, Доронин 2021 – Антонов Д., Доронин Д. Отпечаток на стекле: контактные реликвии на постсоветском пространстве // Государство, религия, церковьв России и за рубежом. 2021. № 3. С. 209–243. DOI: 10.22394/2073-7203-2021-39-3-209-243

5. Арьес 1992 – Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Пер. с фр. В.К. Ронина. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 528 с.

6. Бруцкая 1991 – Бруцкая Л.А. Сказания о явленных и чудотворных иконах в Пермском Приуралье XVII–XVIII вв. // Источники по истории народной культуры Севера / Отв. ред. А.А. Амосов. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 1991. С. 58–65.

7. Кормина 2019 – Кормина Ж. Паломники: Этнографические очерки православного номадизма. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 349 с.

8. Королёва, Брюханова 2021 – Королёва С.Ю., Брюханова М.А. Фольклорная традиция села Курашим // Традиционная культура русских заводских поселений Урала: Курашимский завод: Исследования и материалы / Отв. ред. А.В. Черных. СПб.: Маматов, 2021. С. 298–419.

9. Липатова 2019 – Липатова А.П. Вариативность легенды. М.: РГГУ, 2019. 216 с.

10. Маркелов 2011 – Маркелов А.В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни российской провинции второй половины XVII – начала ХХ в. (на примере Вятской епархии): Автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург: Уральский федеральный ун-т, 2011. 27 с.

11. Маркелов 2019 – Маркелов А.В. Чтимые иконы и святые в жизни общества второй половины XVII – начала ХХ в. (на примере Вятской епархии). Киров: Витберг, 2019. 544 с.

12. Мороз, Семиврагова 2021 – Мороз А., Семиврагова Э. Животворящий крест в селе Годеново: между двух сакральных центров и за их пределами // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 184–208. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-3-184-208.

13. Полякова 2009 – Полякова Н. Кыласовское чудо: История строительства, разорения и восстановления Кыласовского храма Святителя Николая Чудотворца и чудеса, связанные с его знаменитой иконой (По материалам настоятеля Кыласовского храма свящ. А. Караваева). 2009. URL: https://proza.ru/2009/08/18/1018 (дата обращения 10.10.2021).

14. Романова 2016 – Романова А.А. Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в.: религиозная практика и государственная политика: Дис. … д-ра ист. наук. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2016. 507 с.

15. Тернов 2017 – Тернов Д. Никола Кыласовский // Духовный собесѣдникъ. 2017. № 3 (89). С. 134–141.

16. Фадеева 2019 – Фадеева Л.В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре. М.: Индрик, 2019. 352 с.

17. Цеханская 1998 – Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. М.: Православный паломник, 1998. 320 с.

18. Цеханская 2013 – Цеханская К.В. Почитание православных святынь в России. М.: Паломник, 2013. 400 с.

19. Черных 2014 – Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье: праздники и обряды конца XIX – середины XX в. Ч. 4: Местные праздники. СПб.: Маматов, 2014. 256 с.

20. Чистяков 2005 – Чистяков П.Г. Почитание местных святынь в российском православии XIX–XXI вв. (на примере почитания чудотворных икон в Московской епархии): Автореф. дис. … канд. ист. наук. М.: РГГУ, 2005. 24 с.

21. Шеваренкова 2004 – Шеваренкова Ю.М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Н. Новгород: Растр-НН, 2004. 157 с.

22. Шевцова 2010 – Шевцова В.Ф. Православие в России накануне 1917 года / Пер. с англ. Е. Итэсь, В. Шевцовой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 488 с.

23. Штырков 2012 – Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. 228 с.

24. Panchenko 2012 – Panchenko A.A. How to make a shrine with your own hands. Local holy places and vernacular religion in Russia // Vernacular Religion in Everyday Life. Expressions of Belief / Ed. by M. Bowman, Ü. Valk. New York; London: Routledge, 2012. P. 42–62.

25. Primiano 1995 – Primiano L.N. Vernacular religion and the Search for method in religious folklore // Western folklore. 1995. Vol. 54. No. 1. P. 37–56. DOI: https://doi.org/10.2307/1499910


Дополнительные файлы

Для цитирования: Королёва С.Ю. Возвращение святыни и ее легитимация в легендах: случай кыласовской иконы Николая Чудотворца. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(4):142-162. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-142-162

For citation: Korolyova S.Y. The return of the shrine and its legitimation through legends. The case of St. Nicholas the Wonderworker, the icon of Kylasovo. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(4):142-162. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-142-162

Просмотров: 16

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)