Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Структура и семантика «двуликих» изображений в греческом искусстве VI–IV вв. до н. э.

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-197-210

Аннотация

В данной статье предпринята попытка описать главные структурные и семантические особенности «двуликих» изображений в древнегреческом искусстве VI–IV вв. до н. э. Соединение двух голов (которые могут быть как разными, так и идентичными), смотрящих в противоположные стороны, – это специальный конструкт, созданный для выражения особого отношения между двумя образами. В статье предложены четыре возможные коннотации, которые могут иметь «двуликие» структуры: единство противоположностей, взаимодополнение, удвоение и усиление, пространственные отношения как внутри объекта, так и за его пределами (взаимодействие памятника с контекстом). Эти структурные особенности рассматриваются на материале восточногреческих миниатюрных сосудов VI в. до н. э. и аттических «двуликих» ваз конца VI–V вв. до н. э. Формальные решения анализируются также в контексте визуального мира эпохи, прослеживаются параллели и отсылки, которые способствуют пониманию значения «двуликости» в отдельных памятниках.

Об авторе

Т. П. Кишбали
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Тамаш Петер Кишбали, кандидат искусствоведения

119192,  Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4



Список литературы

1. Лиссарраг 2008 – Лиссарраг Д. Вино в потоке образов: Эстетика древнегреческого пира / Пер. Е. Решетниковой. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 176 с.

2. Светлов, Савчук 2017 – Светлов Р.В., Савчук В.В. Спиной к спине: двойная герма Сократа и Сенеки и «визуальная мораль» в античном мире // ΣΧΟΛΗ.

3. Философское антиковедение и классическая традиция. 2017. Т. 11. № 1. С. 208–219.

4. Arnold 2003 – Arnold D. The encyclopedia of Ancient Egyptian architecture. Princeton: Princeton University Press, 2003. 274 p.

5. Cohen 2006 – Cohen B. The colors of clay. Special techniques in Athenian vases. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2006. 372 p.

6. Ducat 1966 – Ducat J. Les vases plastiques rhodiens archaïques en terre cuite. P.: Éditions E. De Boccard, 1966. 224 p.

7. Fourrier 2009 – Fourrier S. East Greek and Cypriote ceramics of the Archaic period // Cyprus and the East Aegean: international contacts from 3000 to 500 BC / Ed. By V. Karageorghis, Ou. Kouka. Nicosia: A.G. Leventis Foundation, 2009. P. 131–138.

8. Kisbali 2020 – Kisbali T.P. Two faces and many interpretations: a note on the janiform coinage of Tenedos // Numismatica e Antichità Classiche. 2020. Vol. 49. P. 27–37.

9. Kroll 1981 – Kroll J.H. From Wappenmünzen to Gorgoneia and Owls // Museum Notes (American Numismatic Society). 1981. Vol. 26. P. 1–32.

10. Simon 1970 – Simon E. Aphrodite Pandemos auf attischen Münzen // Schweizerische numismatische Rundschau = Revue suisse de numismatique = Rivista svizzera di numismatica. 1970. Vol. 49. S. 5–19.

11. Webb 1978 – Webb V. Archaic Greek Faience. Miniature scent bottles and related objects from East Greece, 650–500 BC. Warminster: Aris & Phillips Ltd., 1978. 174 p.


Рецензия

Для цитирования:


Кишбали Т.П. Структура и семантика «двуликих» изображений в греческом искусстве VI–IV вв. до н. э. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(1-2):197-210. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-197-210

For citation:


Kisbali T.P. The structure and meaning of janiform images in Greek art (6th – 4th centuries B.C.). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(1-2):197-210. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-197-210

Просмотров: 156


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)