Визуализация образа «птицы, собирающей птенцов под крылья» (Мф. 23:37–38) в западнохристианском искусстве
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-211-226
Аннотация
Аллегорическая картина Франса Флориса, хранящаяся в собрании Лувра, имела ряд названий, в том числе «Аллегория Троицы». В композицию Поклонения Троице введены нетрадиционные элементы: крылья по сторонам креста и курица с цыплятами у его подножия. Ряд ветхо- и новозаветных цитат призван прояснить программу картины. В статье будет сделана попытка обзора предыстории образа птицы, покрывающей крыльями птенцов, в ветхо- и новозаветной традиции – как текстовой, так и иконографической. Недавний анализ программы, сделанный Э. Воуком, будет дополнен рядом текстов и изображений, имеющих отношение к образу Богоматери и к францисканской тематике, происходящих из позднесредневековых сборников exempla и с большой вероятностью ставших тематической базой для непосредственного источника программы картины Флориса (по мнению Э. Воука) – поэмы «Gallina» Аларда Амстердамского.
Об авторе
А. В. ПожидаеваРоссия
Анна В. Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент
105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3
Список литературы
1. Орлов 2020 – Андрей (Орлов), прот. Кавод на реке: Преображение Иисуса в Божью Славу в евангельских рассказах о Крещении // Традиции преображающего видения в иудаизме и христианстве. М.: Ин-т Св. Фомы, 2020. C. 225–300.
2. Пожидаева 2021 – Пожидаева А.В. Сотворение мира в иконографии средневекового Запада: Опыт иконографической генеалогии. М.: НЛО, 2021. 464 с.
3. Чаковская 2011 – Чаковская Л.С. Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III–VI вв. н. э. М.: Индрик, 2011. 368 с.
4. Bruyn 1988 – Bruyn J. Old and new elements in 16th – entury imagery // Oud Holland, 1988. Vol. 102, no. 2. P. 90–113.
5. Caillet 2012 – Cаillet J.P. La mise à proft de manuscrits antérieurs en tant que modèles par les miniaturistes du VIIIe au XIIe siècle // Cаhiers de Saint-Michel de Cuxa. 2012. T. 43. P. 49–50.
6. Castaldi 2015 – Castaldi T. L’iconografa della Madonna della Misericordia e della Madonna delle frecce nell’arte bolognese e della Romagna nel Tre e Quattrocento // Eikón Imago. 2015. № 7. P. 31–56.
7. Polo de Beaulieu 2017 – Polo de Beaulieu A.-M. Poules et poulets entre metaphors et realia dans la prédication et les exempla du Moyen Âge // Revue d’ethnoécologie. 2017. T. 12 (mis en ligne le 18 décembre 2017, consulté le 19 avril 2019). URL: http://journals.openedition.org/ethnoecologie/3335 (дата обращения 20.12.2021). DOI: 10.4000/ethnoecologie.3335
8. Rose 2019 – Rose E. Faith, memory, and Barnyard Fowl. The hen and chicks sculpture of the basilica di Giovanni Battista at Monza // INTAGLIO: University of Toronto Art Journal. 2019. Spring. Vol. 1. P. 57–82.
9. Weitzmann 1999 – Weitzmann K., Bernabo M. The Byzantine Octateuchs. Princeton: Princeton University Press, 1999. 404 p.
10. Wouk 2015 – Wouk E. Frans Floris’s Allegory of the Trinity (1562) and the Limits of Tolerance // Art History. 2015. No. 38. P. 39–67.
11. Wouk 2018 – Wouk E. Frans Floris (1519/20–1570): imagining a Northern Renaissance // Brill’s Studies in Intellectual History. 2018. Vol. 267. № 19. P. 380–415.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Пожидаева А.В. Визуализация образа «птицы, собирающей птенцов под крылья» (Мф. 23:37–38) в западнохристианском искусстве. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(1-2):211-226. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-211-226
For citation: Pozhidaeva A.V. Visualization of the image of a “bird spreading its wings over its nestlings” (Mat. 23:37–38) in Western Christian Art. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(1-2):211-226. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-211-226
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.