Прокопий Чирин и Сийский подлинник
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-227-248
Аннотация
В статье рассматриваются 10 прорисей из Сийского подлинника конца XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88), надписанных именем иконописца Прокопия Чирина. Три из них составляют вместе поясной Деисус, к этой же группе относится четвертый лист, на котором зеркально отображен тот же образ Богоматери, что и на л. 198. На трех листах другой группы показан ростовой Деисус с Новозаветной Троицей «в силах» в среднике. Еще два подписных листа – самостоятельные изображения Богоматери Тихвинской и Богоматери с Младенцем на престоле с избранными святыми. Два Деисуса и две богородичные иконы, с которых сняты прориси, вписываются в так называемую строгановскую художественную традицию и, вероятно, восходят к иконам Прокопия Чирина. Нам удалось установить, что сборник содержит, по крайней мере, еще три прориси, связанные с его творчеством: «Царевич Димитрий и Димитрий Солунский», «Димитрий-царевич и Роман Угличский» и «Мученик Никита», – до нашего времени дошли иконы, послужившие для них образцами, хранящиеся соответственно в Третьяковской галерее, Русском музее и Смоленском государственном музее-заповеднике.
Об авторе
П. В. ЗападаловаРоссия
Полина В. Западалова, кандидат искусствознания
191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Список литературы
1. Баранов, Кочетков 2014 – Баранов В.В., Кочетков И.А. Иконописцы Савины: Проблема индивидуальных манер // Художник в Византии и Древней Руси: Проблема авторства / Ред. Л.М. Евсеева. М.: ЦМиАР, 2014. С. 238–259.
2. Вилинбахова 1987 – Вилинбахова Т.Б. Иконопись мастеров строгановской школы // Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1987. С. 9–15.
3. Западалова 2017 – Западалова П.В. Икона «Святая Троица со сценами бытия» из Троице-Гледенского монастыря // Вестник СПбГУ. 2017. Т. 7. № 2. С. 168–202.
4. Кольцова 2009 – Кольцова Т.М. Искусство Холмогор XVI–XVII вв. М.: Северный паломник, 2009. 648 с.
5. Маханько 2015 – Маханько М.А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI в. М.: БуксМАрт, 2015. 351 с.
6. Опись 2001 – Опись 1651 г. церкви Ильи Пророка / Подгот. Я.Е. Смирнова, Т.И. Гулина // 350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле: Статьи и материалы. Ярославль: Александр Рутман, 2001. С. 117–202.
7. Пивоварова 2017 – Пивоварова Н.В. Основные этапы формирования убранства Благовещенского собора // Вклад: Художественное наследие Строгановых XVI–XVII вв. в музеях Сольвычегодска и Пермского края. Пермь: Пермская государственная художественная галерея, 2017. С. 134–155.
8. Преображенский 2013 – Преображенский А.С. Иконография Василия Блаженного: некоторые аспекты изучения // Юродивые в русской культуре / Ред.-сост. Е.М. Юхименко. М.: Труды ГИМ, 2013. С. 48–79.
9. Такташова 1977 – Такташова Л.Е. Строгановские иконописные мастерские // Проблемы развития русского искусства: Тематический сборник трудов. Л., 1977. Вып. 9. С. 3–12.
10. Такташова 1981a – Такташова Л.Е. Мастера «Строгановской школы» иконописи: Автореф. … канд. искусствоведения. Л., 1981. 17 с.
11. Такташова 1981b – Такташова Л.Е. «Строгановская школа» иконописи // Искусство. 1981. Вып. 4. С. 64–69.
12. Такташова 2020 – Такташова Л.Е. Небесное и земное в строгановской иконе: вторая половина XVI – начало XVII в. Владимир: Транзит-ИКС, 2020. 159 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Западалова П.В. Прокопий Чирин и Сийский подлинник. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(1-2):227-248. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-227-248
For citation: Zapadalova P.V. Procopy Chirin and the Compendium of Icon Patterns from the Siya Monastery. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(1-2):227-248. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-227-248
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.