Провинциальный тосканский живописец первой трети XVI в. в погоне за большим стилем: случай Агостино Марти
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-249-269
Аннотация
В статье приведен обзор творчества Агостино Марти – луккского живописца, работавшего в 1510–1530-е гг. Первоначально он опирался на местную художественную традицию рубежа XV–XVI вв., основанную преимущественно на флорентийских моделях, но в 1520-е гг. обратился к поискам нового монументального языка. Главным образцом для него стала живопись фра Бартоломео (1472–1517), которая была хорошо известна в Лукке. Однако заимствования из римских произведений Рафаэля и Микеланджело в «Обручении Девы» (1523) вкупе с документальными свидетельствами о том, что мастер в 1517 г. отсутствовал в родном городе, позволили исследователям сделать вывод, что Марти совершил путешествие в Рим. Образ св. Андрея из приходской церкви в Капаннори (1530) служит дополнительным аргументом в пользу этого предположения. В то же время в зрелых произведениях Марти обнаруживаются переклички со значительными работами Россо Фиорентино (1523) и Пармиджанино (1527), созданными соответственно для Флоренции и Болоньи, что заставляет расширить географию вероятных путешествий Марти. В целом бессистемное и прямодушное цитирование эффектных мотивов, заимствованных у мастеров высокого Возрождения и маньеризма, в творчестве Марти было подготовлено эклектичным характером луккской школы позднего кватроченто, но на его фоне с особой отчетливостью видна чуткость Марти к привычным ему старым моделям – живописи его учителя Микеле Анджело ди Пьетро Мембрини и Филиппино Липпи.
Об авторе
М. А. ЛопуховаРоссия
Марина А. Лопухова, кандидат искусствоведения, доцент
119991, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4
Список литературы
1. Лопухова 2016 – Лопухова М.А. «Явление Девы Марии святому Бернарду» работы Филиппино Липпи и его следы во флорентийской живописи начала XVI в. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. cтатей / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НППринт, 2016. Вып. 6. С. 368–377.
2. Лопухова 2019 – Лопухова М.А. Классицизм как архаизм: мастерская Мацциере и флорентийская живопись конца XV в. // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 1. С. 231–245.
3. Лопухова 2021 – Лопухова М.А. Антикварные детали на алтарных картинах Микеле Анджело ди Пьетро Мембрини // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2021. № 5. С. 129–143.
4. Borelli 1984 – Borelli E. Nel segno di Fra Bartolomeo: pittori de Cinquecento a Lucca. Lucca: Pacini Fazzi, 1984. 206 p.
5. Daly 2020 – Daly Ch. Reconsidering Lucchese Painting after Filippino // Filippino Lippi: beauty inventio and intelligence / Ed. by P. Nuttall, G. Nuttall, M.W. Kwakkelstein. Leiden, Boston: Brill, 2020. P. 296–321.
6. Falciani, Natali 2014 – Falciani C., Natali A. Pontormo e Rosso Fiorentino: divergenti vie della “maniera”. Firenze: Mandragora, 2014. 367 p.
7. Filieri 1996 – Filieri M.T. Agostino Marti pittore lucchese del Rinascimento // Momus. 1996. Vol. 5/6. P. 26–38.
8. Franklin 2001 – Franklin D. Painting in Renaissance Florence, 1500–1550. New Haven, Conn. [u.a.]: Yale Univ. Press. 273 p.
9. Gould 1995 – Gould C. Parmigianino. N. Y. [u.a.]: Abbeville Press, 1995. 216 p.
10. Hope 1990 – Hope Ch. Altarpieces and the Requirements of Patrons // Christianity and the Renaissance: Image and Religious Imagination in the Quattrocento / Ed. By T. Verdon, J. Henderson. Syracuse, N. Y.: Syracuse Univ. Press, 1990. P. 535–571.
11. Massagli 2008 – Massagli R. Michele Angelo da Lucca nella Roma di Pintoricchio // Pintoricchio / A cura di V. Garibaldi, F.F. Mancini. Cinisello Balsamo, Milano: Silvana Editoriale, 2008. P. 75–91.
12. Meiss 1973 – Meiss M. A new monumental painting by Filippino Lippi // The Art Bulletin. 1973. Vol. 55. P. 479–494.
13. Natale 1980 – Natale M. Note sulla pittura lucchese alla fne del Quattrocento // The J. Paul Getty Museum journal. 1980. Vol. 8. P. 35–62.
14. Natali 2006 – Natali A. Rosso Fiorentino: leggiadra maniera e terribilità di cose stravaganti. Cinisello Balsamo, Milano: Silvana Editoriale, 2006. 271 p.
15. Nuttal 2004 – Nuttall P. From Flanders to Florence: the impact of Netherlandish painting; 1400–1500. New Haven [u.a.]: Yale Univ. Press, 2004. 307 p.
16. Stumpel 1988 – Stumpel J. On Grounds and Backgrounds: Some Remarks about Composition in Renaissance Painting // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. 1988. Vol. 18. P. 219–243.
17. Tazartes 1991 – Tazartes M. Ipotesi di percorso per Agostino Marti // Ricerche di storia dell’arte. 1991. Vol. 43/44. P. 149–164.
18. Tazartes 1996 – Tazartes M. Il Museo nazionale di villa Guinigi a Lucca: identità rivelate // Art e dossier. 1996. Vol. 110. P. 35–38.
19. Tazartes 2007 – Tazartes M. Fucina lucchese: maestri, botteghe, mercanti in una città del Quattrocento. Pisa: Ed. ETS, 2007. 238 p.
20. Tumidei 1993 – Tumidei S. Risarcimento lucchese: Agostino Marti e la Sacra
21. Convesazione della Pinacoteca Capitolina // Ricerche di Storia dell’Arte. 1993. Vol. 51. P. 53–62.
22. Zambrano, Nelson 2004 – Zambrano P., Nelson J. K. Filippino Lippi. Milano: Electa,2004. 671 p.
Рецензия
Для цитирования:
Лопухова М.А. Провинциальный тосканский живописец первой трети XVI в. в погоне за большим стилем: случай Агостино Марти. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(1-2):249-269. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-249-269
For citation:
Lopukhova M.A. A provincial Tuscan painter of the 1st third of the 16th century in search of the grand manner: the curious case of Agostino Marti. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(1-2):249-269. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-1-249-269