Инкарнация смысла в драматическом произведении
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-39-48
Аннотация
Объектом исследования в предлагаемой статье является смысловая организация драматического произведения. Предметом исследования – особенности актуализации смысла в драматическом произведении, обусловленные его родовой спецификой. Специфика художественного смысла описывается в данной статье с понятия инкарнации (воплощения). При этом в статье раскрывается не теологическое, а эстетическое (с опорой на работы Бахтина 1920-х гг.) и герменевтическое содержание понятия инкарнации. Основное внимание в статье уделяется выявлению родовых особенностей инкарнации смысла в произведениях как классической, так и современной драматургии. Научная новизна статьи определяется тем, что в ней впервые (посредством понятия инкарнации) выявляются родовые особенности актуализации смысла в драматическом произведении, а именно: 1) акцент на самом процессе перехода смысла бытия героев из модуса возможности в модус действительности; 2) помещение в центр мира драмы героя, находящегося в ситуации выбора из спектра возможных вариантов осуществления собственного жизненного смысла; 3) художественное осмысление жизни героев как ограниченного горизонта осуществления семантических возможностей, на что указывает специфика изображения времени (как условного «сейчас», незавершенного настоящего) и пространства (как ограниченного и обозримого условного «здесь»); 4) в неклассической драме связь инкарнации смысла с изображением героев, бросающих «свое бытие на возможности» (Хайдеггер) преимущественно не в пространстве межличностного общения, а в сферах сознания и/или языка.
Об авторе
Ю. В. ПодковыринРоссия
Юрий В. Подковырин, кандидат филологических наук, доцент
125047, Москва, Миусская площадь, д. 6;
125190, Москва, Лениградский пр., д. 80, корп. Е.
Список литературы
1. Бахтин 2003 – Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2003. 955 с.
2. Бройтман 2004 – Бройтман С.Н. Теория литературы: В 2 т. Т. 2. М.: Академия, 2004. 368 с.
3. Гадамер 1988 – Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Пер. с нем. под ред. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 699 с.
4. Гачев 2008 – Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 280 с.
5. Давыдова 2010 – Давыдова Е.М. Рецептивные стратегии в драматургии // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2010. № 2 (45). С. 15–27.
6. Журчева 2010 – Журчева О.В. Рецептивные стратегии в новейшей драматургии // Русская и белорусская литературы на рубеже XX–XXI вв.: Сб. науч. статей. В 2 ч. Ч. 1. Минск: РИВШ, 2010. C. 46–51.
7. Костелянец 2007 – Костелянец Б.О. Драма и действие. М.: Совпадение, 2007. 501 с. Марсель 2004 – Марсель Г. Опыт конкретной философии / Пер. с фр. В.П. Большакова и В.П. Визгина. М.: Республика, 2004. 222 с.
8. Павлов 2018 – Павлов А.М. Особенности субъектной структуры монодрамы и позиция читателя/зрителя // Новый филологический вестник. 2018. № 1 (44). С. 28–38.
9. Подковырин 2012 – Подковырин Ю.В. Понятие «инкарнации» в философии ХХ века и феномен смысла литературного произведения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 6 (17). С. 137–142.
10. Подковырин 2019 – Подковырин Ю.В. Основные качества инкарнации художественного смысла: на примере интерпретации стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» // Новый филологический вестник. 2019. № 3 (50). С. 102–113.
11. Тамарченко 2008 – Тамарченко Н.Д. Мир персонажей // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 122–123. Фёдоров 1984 – Фёдоров В.В. О природе поэтической реальности. М.: Сов. писатель, 1984. 184 с.
12. Фуксон 2003 – Фуксон Л.Ю. Герменевтические параметры чтения литературного произведения // Литературное произведение: теория и практика анализа. Вып. 2. Кемерово, 2003. С. 157–184.
13. Фуксон 2008 – Фуксон Л.Ю. Ценностная структура [литературного произведения] // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 290–292.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Подковырин Ю.В. Инкарнация смысла в драматическом произведении. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(6):39-48. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-39-48
For citation: Podkovyrin Y.V. Incarnation of meaning in a dramatic work. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(6):39-48. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-39-48
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.