Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Автобиография и «взрыв»: способы возведения и преодоления границы между автором и героем (повесть Ж.-П. Сартра «Слова»)

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-130-139

Аннотация

В статье предпринимается попытка определения границы между автором и героем, которая заявлена в качестве ведущей интенции в автобиографической повести Ж.-П. Сартра «Слова». Категория границы, как одна из центральных в семиотике культуры, представляется удобным инструментом для анализа автобиографического нарратива, конвенционально пограничного литературного жанра, и понимается как область столкновения двух разных сфер – природы и культуры. Граница, не отделяющая текст от референции, которую он описывает, и, как следствие, образ автора или героя от Автора-творца, но соединяющая их. Были выделены такие маркеры границы, как: театрализация жизненного опыта, ироническая дистанция, как прием, рефлексия о достижимых пределах правдивости автобиографического нарратива и о содержании индивидуальной памяти, использование культурной памяти в качестве объясняющего контекста. В заключение сделаны выводы о том, каким образом эксплицированное проведение границы позволяет автору дистанцироваться от личного опыта, но не до конца исключить себя из написанного текста и сохранить документальность как некое качество.

Об авторе

А. Р. Гиматдинова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Айгуль Р. Гиматдинова, аспирант

125047, Москва, Миусская пл., д. 6

 



Список литературы

1. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 363 с.

2. Бахтин 1986 – Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 9–191.

3. Гинзбург 1977 – Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1977. 449 с.

4. Каспэ 2010 – Каспэ И.М. Когда говорят вещи: документ и документность в русской литературе 2000-х. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. 48 с.

5. Кемпер 2008 – Кемпер Д. Принципы организации автобиографического повествования // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2007. № 9/08. С. 11–22.

6. Лотман 2010 – Лотман Ю.М. Семиосфера // Культура и взрыв. СПб.: ИскусствоСПБ, 2010. 704 с.

7. Местергази 2007 – Метестргази Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction. М.: Совпадение, 2007. 327 с.

8. Сартр 1989 – Сартр Ж.-П. Сумерки богов // Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. М.: Политиздат, 1989. С. 319–344.

9. Сартр 2016 – Сартр Ж.-П. Слова / Пер. с фр. Ю. Яхниной, Л. Зониной. М.: АСТ, 2016. 224 с.

10. Тамарченко 2008 – Тамарченко Н.Д. Повесть прозаическая // Поэтика: словарь актуал. терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. 358 с.

11. Хальбвакс 2007 – Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступит. ст. С.Н. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007. 348 с.

12. Шуринова 2017 – Шуринова Н.С. Текстообразующая ирония в «Словах» Ж.П. Сартра // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Филология. Журналистика. 2017. Т. 17. Вып. 2. С. 198–202.

13. Lejeune 2015 – Lejeune P. Le pacte autobiographique. Paris: Le Seuil, 2015. P. 13–46.


Рецензия

Для цитирования:


Гиматдинова А.Р. Автобиография и «взрыв»: способы возведения и преодоления границы между автором и героем (повесть Ж.-П. Сартра «Слова»). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(6):130-139. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-130-139

For citation:


Gimatdinova A.R. Autobiography and “explosion”. Ways of erecting and overcoming the boundary between the author and the hero (the story of J.-P. Sartre “Words”). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(6):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-6-130-139

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)