Групповая идентичность молокан Москвы и кряшен Казани: опыт сопоставительного анализа (на материале полевых исследований)
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-48-62
Аннотация
В статье сравниваются групповые идентичности общин молокан Москвы и кряшен Казани. Представления Р. Дженкинса о достаточных условиях для формирования группы, описание и определение концепции идентичности Э. Эриксоном применяются вместе с концепцией «текстуальных сообществ» как типа групп Б. Стока для понимания специфики групповой самоидентификации общин молокан Москвы и кряшен Казани. С помощью тематического анализа данных полевых исследований (интервью представителей молокан Москвы и кряшен Казани) выясняется, что их идентичности могут быть охарактеризованы как идентичности текстуальных сообществ (на что указывает наличие определяющих жизнь текстов – и внимательное отношение к ним). Помимо этого, результаты исследования выявили другие характеристики, выделяемые представителями общин при самоописании. Среди них отмечаются сходства между общинами – восприятие определяющих их жизнь текстов, начало вовлечения в религию с детства и через семью, посещение церкви/ собраний, выраженная религиозная терпимость. Есть и различия – у кряшен преобладает выделение социальной роли семьянина в качестве определяющей для индивида, тогда как у молокан выделение преобладающего затруднительно. Есть специфические элементы – обращение к религии в более позднем возрасте у молокан, роль церкви и этничности у кряшен.
Об авторе
Г. И. КорниловРоссия
Глеб И. Корнилов, аспирант
125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Бусыгина 2018 – Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2018. 424 c.
2. Загидуллин 2017 – Загидуллин И.К. Религиозная политика Московского государства в Среднем Поволжье (вторая половина XVI – XVII в.) // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): Колл. моногр. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. С. 74–143.
3. Ильин 2006 – Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. 256 c.
4. Ислаев 2017 – Ислаев Ф.Г. Обращение в православие и христианизация татар в XVIII в. // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): Колл. моногр. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. С. 162–182.
5. Исхаков 2017a – Исхаков Р.Р. Консолидационные процессы и формирование кряшенской этноконфессиональной идентичности (вторая половина XVI – начало ХХ в.) // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): Колл. моногр. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. С. 206–207.
6. Исхаков 2017b – Исхаков Р.Р. Развитие конфессионального образования крещеных татар // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): Колл. моногр. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. С. 189–210.
7. Исхаков 2017c – Исхаков. Р.Р. Система Н.И. Ильминского и формирование кряшенской интеллигенции // История и культура татар-кряшен (XVI–ХХ вв.): Колл. моногр. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. С. 283–294.
8. Львов 2011 – Львов А.Л. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2011. 328 с.
9. Пронина 2015 – Пронина Т.С. Религиозная идентичность как психосоциальный феномен // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. Вып. 2. С. 154–166.
10. Смилянская 2016 – Смилянская Е. Волшебники, богохульники, еретики в сетях российского сыска XVIII века. М.: Ломоносовъ, 2016. 384 с.
11. Эриксон 1996 – Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [пер. с англ.]. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
12. Jenkins 2008 – Jenkins R. Social identity. Routledge, 2008. 264 p.
13. Kefeli 2001 – Kefeli A. The Role of Tatar and Kriashen Women in the Transmission of Islamic Knowledge: 1800–1870 // Of Religion and Empire: Missions, Conversion, and Tolerance in Tsarist Russia / Ed. by R. Geraci, M. Khodarkovsky. Ithaca, NY:Cornell University Press, 2001. P. 250–273.
14. Stock 1983 – Stock B. The Implications of Literacy: Written Language and Models of Interpretation in the 11th and 12th Centuries. Princeton: Princeton University Press, 1983. 604 p.
Рецензия
Для цитирования:
Корнилов Г.И. Групповая идентичность молокан Москвы и кряшен Казани: опыт сопоставительного анализа (на материале полевых исследований). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(7):48-62. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-48-62
For citation:
Kornilov G.I. Group identity of the Molokans of Moscow and the Kryashens of Kazan: experience of comparative analysis (based on feld reasearch). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(7):48-62. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-48-62