Креативность личности в языке и коммуникации


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-8-182-192

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается проблема креативности личности в рамках дихотомии «язык VS коммуникация», которая встроена в триаду «язык – креативность – когниция». Данная триада анализируется в двух измерениях: с точки зрения креативности языковой системы; с точки зрения креативности языковой личности. Представлены модели и когнитивные механизмы креативности. Наряду с аналогией и инференцией выделяются три типа основного механизма креативности – девиации/отклонения: прагматическая (нарушение отношения знак – пользователь); семантическая (нарушение отношения знак – референт); концептуальная (нарушение отношения между концептуальными структурами исходного и нового значений). Особую роль в процессе креативного развития новых значений играет прагматическая девиация. Рассматривается вопрос о границах девиации и о том, что накладывает ограничения на развитие новых креативных значений. Мы доказываем, что ограничения на развитие новых креативных значений слова накладывает концептуальная структура исходного значения слова. Основываясь на последних достижениях российской и зарубежной когнитивной науки, мы анализируем структуру ментального лексикона в качестве основного компонента, играющего ведущую роль в креативности.
Указывается на связь креативности с угрозой манипуляции. Доказывается, что языковая креативность может привести к созданию двусмысленности (неясности), что может привести к манипуляции. Определяются перспективы дальнейших исследований в области изучения креативности, а именно кросс-культурный подход к данному явлению.


Об авторе

В. И. Заботкина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Вера И. Заботкина, доктор филологических наук, профессор

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Боярская 1999 – Боярская Е.Л. Когнитивные основы формирования новых значений полисемантических существительных современного английского языка: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1999. 24 с.

2. Демьянков 2016 – Демьянков В.З. Языковая креативность в художественном творчестве // Труды Ин-та русского языка им. В.В. Виноградова. 2016. № 7. С. 29–45.

3. Заботкина 2014 – Заботкина В.И. Слово и смысл. M.: РГГУ, 2014. 431 с.

4. Заботкина 2017 – Заботкина В.И. Неологизация ментального лексикона: соотношение коммуникативных и когнитивных параметров // Когниция и коммуникация в лингвистических исследованиях: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.З. Демьянков. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. С. 71–79. (Когнитивные исследования языка, вып. 29)

5. Заботкина 2018 – Заботкина В.И. Креативность в лексиконе: взаимодействие когниции и коммуникации // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: Сб. науч. тр. Вып. 2. М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. С. 22–25.

6. Зыкова, Киосе 2020 – Зыкова И.В, Киосе М.И. Параметризация лингвистической креативности в междискурсивном аспекте: кинодискурс vs. дискурс детской литературы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. Вып. 2. С. 26–40.

7. Ирисханова 2004 – Ирисханова О.К. О лингвокреативной деятельности человека: Отглагольные имена. М.: Изд-во ВТИИ, 2004. 352 с.

8. Кубрякова 1987 – Кубрякова Е.С. Размышления об аналогии: Сущность, развитие и функции языка. М.: Наука, 1987. С. 43–50.

9. Кубрякова 2009 – Кубрякова Е.С. Основные направления концептуального анализа: вместо введения. М.: Ин-т языкознания РАН, 2009. С. 11–21.

10. Фещенко 2008 – Фещенко В.В. Семиотика творчества и лингвистика креативности // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 143–150.

11. Якобсон 1975 – Якобсон Р. Лингвистика и поэтика: Структурализм «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 198–250.

12. Beaty, Silvia 2012 – Beaty R.E., Silvia P.J. Why do ideas get more creative across time? An executive interpretation of the serial order effect in divergent thinking tasks // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2012. No. 6. P. 309–319.

13. Beaty et al. 2014 – Beaty R.E., Silvia P.J., Nusbaum E.C., Jauk E., Benedek M. The roles of associative and executive processes in creative cognition // Memory & Cognition. 2014. Vol. 42. P. 1186–1197.

14. Beaty et al. 2016 – Beaty R.E., Benedek M., Silvia P.J., Schacter D.L. Creative cognition and brain network dynamics // Trends in Cognitive Sciences. 2016. Vol. 20. P. 87–95.

15. Benedek, Franz, Heen, Neubauer 2012 – Benede M., Franz F., Heene M., Neubauer A.C. Differential effects of cognitive inhibition and intelligence on creativity // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 53. P. 480–485.

16. Chomsky 1957 – Chomsky N. Syntactic structures. The Hague: Mouton, 1957. 118 p.

17. Glaveanu, Kaufman 2019 – Glaveanu V.P., Kaufman J.C. Creativity. A historical perspective // The Cambridge handbook of creativity / Ed. by J.C. Kaufman, R. Sternberg. Cambridge: MA, 2019. P. 9–26.

18. Gruszka, Necka 2002 – Gruszka A., Necka E. Priming and acceptance of close and remote associations by creative and less creative people // Creativity Research Journal. 2002. Vol. 14. P. 193–205.

19. Jauk et al. 2014 – Jauk E., Benedek M., Neubauer A.C. The road to creative achievement. A latent variable model of ability and personality predictors // European Journal of Personality. 2014. Vol. 28. P. 95–105.

20. Jones 2012 – Jones R.H. Discourse and creativity. L.: Pearson Education, 2012. P. 1–13.

21. Kenett et al. 2014 – Kenett Yo.N., Anaki D., Faust M. Investigating the structure of semantic networks in low and high creative persons // Frontier in Human Neuroscience. 2014. Vol. 8. Article 407. P. 1–16.

22. Kenett et al. 2016 – Kenett Yo.N., Beaty R.E., Silvia P.J., Anaki D., Faust M. Structure and flexibility. Investigating the relation between the structure of the mental lexicon, fluid intelligence, and creative achievement // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2016. Vol. 10. No. 4. P. 377–388.

23. Mednick 1962 – Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. Vol. 69. P. 220–232.

24. Paul 1937 – Paul H. Prinzipien der Sprachgeschichte. Halle: Niemeyer. 1937. P. 93–94.

25. Reiter-Palmon, Leone 2019 – Reiter-Palmon R., Leone S. Group dynamics and team creativity: the contribution of Kurt Lewin to the study of teams, creativity, and innovation // The creativity reader. Oxford; Oxford University Press, 2019. P. 447–462.

26. Rossmann, Fink 2010 – Rossmann E., Fink A. Do creative people use shorter associative pathways? // Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 49. P. 891–895.

27. Swann et al. 2011 – Swann J., Pope R., Carter R. Creativity in language and literature. The state of the art. L.: Palgrave Macmillan, 2011. P. 368.

28. Swann, Deumert 2018 – Swann J., Deumert A. Sociolinguistics and language creativity // Language sciences. 2018. Vol. 65. P. 1–8.

29. Tannen 2007 – Tannen D. Talking voices: repetition, dialogue and imagery in conversational discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 245.

30. Thagard, Terrence 2010 – Thagard P., Terrence C.S. The AHA! Experience: creativity through emergent binding in neural networks // Cognitive science. 2010. No. 35. P. 1–33.

31. Traugott, Dasher 2002 – Traugott E.C., Dasher R. Regularity in semantic change. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. P. 364.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Заботкина В.И. Креативность личности в языке и коммуникации. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(8-2):182-192. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-8-182-192

For citation: Zabotkina V.I. Personality creativity in language and communication. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(8-2):182-192. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-8-182-192

Просмотров: 197

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)