Личность Другого в академическом дискурсе


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-8-207-223

Полный текст:




Аннотация

В статье описывается семантическая роль Другого в академическом дискурсе. Опираясь на идеи М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана, авторы выбирают фигуру Другого как ключевого актора письменной коммуникации в академическом сообществе и ставят цель определить специфику языковой репрезентации Другого в академическом дискурсе в сопоставлении с дискурсом художественной литературы. Эмпирическая база исследования представлена корпусом текстов научных статей российских лингвистов, изданных в период с 1991 по 2012 гг. в рамках проекта Н.Д. Арутюновой «Логический анализ языка». На первом этапе исследования на основе указанных текстов была составлена релевантная выборка, в которую вошли языковые контексты, маркирующие дискурсивное присутствие Другого. Второй этап исследования предполагал семантический анализ и интерпретацию языкового материала с привлечением положений современной науки о языке и данных смежных дисциплин, в частности когнитивной психологии. Полученные результаты позволили составить типологию Другого в академическом дискурсе, а также выявить разноуровневые языковые единицы, системно выступающие эксплицитными или имплицитными маркерами фигуры внешнего актора в русскоязычной письменной академической коммуникации. Обращение к категории Другого в академическом дискурсе способствует более глубокому пониманию когнитивных аспектов процессов коммуникации в академическом сообществе и актуализирует ключевые прагматические установки научной интеракции.


Об авторах

О. А. Сулейманова
Московский городской педагогический университет
Россия

Ольга А. Сулейманова, доктор филологических наук, профессор

105064, Москва, Малый Казенный пер., д. 5Б



И. В. Тивьяева
Московский городской педагогический университет
Россия

Ирина В. Тивьяева, доктор филологических наук, доцент

105064, Москва, Малый Казенный пер. д. 5Б



Список литературы

1. Бахтин 1979 – Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

2. Бенвенист 2002 – Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: УРСС, 2002. 448 с.

3. Вежбицка 1978 – Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII: Лингвистика текста / Ред. Т.М. Николаева. М.: Прогресс, 1978. С. 402–421.

4. Дискурс 2018 – Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия / Д.Д. Холодова, Г.Н. Манаенко, С.Н. Плотникова [и др.]; Ред. О.А. Сулейманова. М.: URSS, Ленанд, 2018. 320 с.

5. Логический анализ языка 1991 – Логический анализ языка. Культурные концепты / Ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1991. 204 с.

6. Логический анализ языка 2002 – Логический анализ языка. Семантика начала и конца / Ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2002. 648 с.

7. Логический анализ языка 2003a – Логический анализ языка. Космос и хаос / Ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2003. 640 с.

8. Логический анализ языка 2003b – Логический анализ языка: Избранное 1988– 1995 / Ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2003. 696 с.

9. Логический анализ языка 2012 – Логический анализ языка. Адресация дискурса / Ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2012. 512 с.

10. Лотман 2000 – Лотман Ю.М. Автокомммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры» // Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. С. 159–165.

11. Никитина 2006 – Никитина Е.С. Автокоммуникация как риторическая проблема // Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве-2: Материалы Международной научной конференции. Часть 1. М.; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2006. С. 140–146.

12. Никитина 2012 – Никитина Е.С. Адресаты в автокоммуникации // Логический анализ языка. Адресация дискурса / Ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2012. С. 402–410.

13. Отье-Ревю 1999 – Отье-Ревю Ж. Явная и конститутивная неоднородность: к проблеме другого в дискурсе // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. С. 54–94.

14. Радбиль 2012 – Радбиль Т.Б. Метаязыковой комментарий как средство манипуляции адресатом // Логический анализ языка. Адресация дискурса. М.: Индрик, 2012. С. 411–424.

15. Селиверстова 1988 – Селиверстова О.Н. Местоимения в языке и речи. М.: Наука, 1988. 151 с.

16. Сулейманова 1999 – Сулейманова О.А. Проблемы русского синтаксиса. Семантика безличных предложений. М.: Диалог-МГУ, 1999. 222 с.

17. Сулейманова 2017 – Сулейманова О.А. К вопросу о нормативности письменного академического дискурса // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 2 (26). С. 52–61.

18. Фомина 2017 – Фомина М.А. Маркеры адресанта в научном диалоге // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалистов. 2017. Т. 1. № 2 (10). С. 96–103.

19. Фомина 2018 – Фомина М.А. Субъект в академическом дискурсе // Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия / Ред. О.А. Сулейманова. М.: URSS, Ленанд, 2018. С. 256–272.

20. Чекмаева 2019 – Чекмаева Н.А. Диалог с Другим в академическом дискурсе // В многомерном пространстве современной лингвистики. М.: Языки народов мира, 2019. С. 334–342.

21. Щепилова 2017 – Щепилова А.В., Сулейманова О.А., Фомина М.А., Водяницкая А.А. Учет фактора адресата в современном образовательном дискурсе // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 3 (27). С. 68–82.

22. Янко 2003 – Янко Т.Е. Описания мира и речевые действия // Логический анализ языка. Избранное 1988–1995. М.: Индрик, 2003. С. 571–580.

23. Brockmeyer 2015 – Brockmeyer T., Zimmermann J., Kulessa D. et. al. Me, myself, and I: self-referent word use as an indicator of self-focused attention in relation to depression and anxiety // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. Art. 1564.

24. Fitzsimons 2004 – Fitzsimons G.M., Kay A.C. Language and interpersonal cognition: casual effects of variations in pronoun usage on perceptions on closeness // Personality and Social Psychology Bulletin. 2004. Vol. 30 (5). P. 547–557.

25. Slatcher 2008 – Slatcher R.B., Pennebaker J.W., Vazire S. Am “I” more important than “we”? Couples’ word use in instant messages // Personal Relationships. 2008. Vol. 15. P. 407–424.

26. Tackman 2018 – Tackman A., Horn A., Carey A., Holtzman N.S. Depression, Negative Emotionality, and Self-Referential Language: A Multi-Lab, Multi-LanguageTask Research Synthesis // Journal of Personality and Social Psychology. 2018. Vol. 116 (5). P. 817–834.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сулейманова О.А., Тивьяева И.В. Личность Другого в академическом дискурсе. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(8-2):207-223. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-8-207-223

For citation: Suleimanova O.A., Tivyaeva I.V. Figure of Other in academic discourse. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(8-2):207-223. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-8-207-223

Просмотров: 77

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)