Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Дикий водяной: баллада и демонологические представления о водяных духах

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-186-200

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу баллады о водяном и его жене, «прекрасной Ханналее». Исследуется версия баллады, в которой водяной угрожает разорвать одного из детей пополам; рассмотрены отдельные мотивы и образы (в основном связанные с потомством водяного духа и человека) баллады, с одной стороны, и демонологических рассказов – с другой. Некоторые исследователи уже высказывали предположение, что на балладу о «Ханналее» оказала влияние не только датская баллада «Агнете и водяной», но и определенные славянские песни. В работе рассматривается мотив разрывания ребенка сверхъестественным существом в текстах Русского Севера и славянских земель. Этот мотив встречается в текстах разных жанров и в Азии, и в Европе, в том числе в Скандинавии, однако, по-видимому, он был неизвестен в Дании. Дополнительно замечено, что тревожность женщины по отношению к судьбе потомства, вероятно, влияла на исполнение баллады таким же образом, как она влияла и на мифологические нарративы, зафиксированные в том числе у немцев и славян.

Об авторе

А. Е. Калкаева
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Анна Е. Калкаева, аспирант

117418, Москва, Нахимовский пр-т, д. 51/21

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Балгарова 2019 – Балгарова А. Водяной в фольклоре и литературе (на примере региона Силезия) // Славяноведение. 2019. № 6. С. 30–40.

2. Власова 2001 – Власова М.Н. Русские суеверия: энциклопедический словарь. СПб.: Азбука-классика, 2001. 669 с.

3. Власова 2016 – Власова М.Н. Русский фольклор Груманта (Шпицбергена) // Русский фольклор. Материалы и исследования / Отв. ред. Е.И. Якубовская. СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. Т. 35. С. 385–412.

4. Гримм 2019 – Гримм Я. Германская мифология. Т. 1 / Пер., коммент. Д.С. Колчигина; под ред. Ф.Б. Успенского. М.: Издат. дом ЯСК, 2019. 928 с.

5. Неклюдов 2019 – Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии: Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 590 с.

6. Христофорова 2020 – Христофорова О.Б. «Повесть о бесноватой Соломонии»: мифологические контексты и параллели // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020. Т. 3. № 1. С. 94–127.

7. Bredsdorff 1991 – Bredsdorff Th. Nogen skrev et sagn om “Agnete og Havmanden”: Hvem, hvornår og hvorfor? // Fund og forskning i det Kongelige Biblioteks samlinger. Kongelige Bibliotek (Denmark). 1991. Vol. 30. P. 67–80.

8. Kropej 2012 – Kropej M. Supernatural beings from slovenian myth and folktales. Ljubljana: Založba ZRC/ZRC Publishing, 2012. 284 s.

9. Taylor 2019 – Taylor L. The Agnete Ballad of Denmark: cultural tool or protest song? // Ballads of the North, Medieval to Modern: essays inspired by Larry Syndergaard / Ed. by S.B. Straubhaar, R.F. Green. Kalamazo: Medieval Institute Publications, 2019. P. 159–174.

10. Wright 2014 – Wright Sh.L. The Scandinavian ballad “Nøkkens Svig”, presented in the song “Heiemo og Nykkjen”. SCA (Society For Creative Anachronism), Kingdom of An Tir Bardic Championships, 2014. 31 p.


Рецензия

Для цитирования:


Калкаева А.Е. Дикий водяной: баллада и демонологические представления о водяных духах. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(4(2)):186-200. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-186-200

For citation:


Kalkaeva A.E. Wild Wassermann. The ballad and mythological beliefs about water spirits. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(4(2)):186-200. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-186-200

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)