Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Эмоциональный канон праздника в постсоветской деревне

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-216-235

Аннотация

Исследование посвящено празднику День деревни, существующему на территории Архангельской области с 1990-х гг. Коллекция праздничных сценариев в разных деревнях свидетельствует о типовой структуре и содержании праздников вне зависимости от места проведения и организаторов. В ходе исследования проанализировано 12 сценариев праздника деревни Белощелье (Лешуконский район), включающих в себя большой массив текстов наивной литературы. Данные тексты попадали к составителям сценария в основном из газет. На примере отдельных стихотворений в статье рассматриваются способы создания образа деревни, принципы указания авторства произведений наивного сочинительства. Выдвигается гипотеза, что сам выбор вертикальной формы записи диктует авторам наивной литературы особый способ осмысления действительности – лирический. Именно это оказывается востребованным для составителей сценария. Стихотворные тексты создают риторическую рамку праздничного дискурса, которая в свою очередь задает механизмы восприятия истории деревни и ее настоящего, предлагаемого слушателям со сцены. Анализ сценариев деревни Белощелья и расшифровки праздничного концерта в деревне Езевец (Мезенский район) в 2018 г. показал, что существуют два способа формульного выражения почтения к своей деревни: поклон и хвала. В рамках праздничного дискурса деревня и ее жители предстают в образе героев, обладают исключительностью, высокой культурой. Таким образом, тексты наивной литературы, включенные в сценарий, не только заявляют об уникальности каждой деревни, но и предлагают ограниченный набор способов отреагировать на этот факт эмоционально.

Об авторе

А. А. Поспелова

Россия
Александра А. Поспелова, независимый исследователь


Список литературы

1. Аверинцев 1994 – Аверинцев С.С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. C. 105–125.

2. Голубовский 2008 – Голубовский Д.А. Семантика поклонов и поцелуев в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике // Славяноведение. 2008. № 5. С. 50–61.

3. Козлова, Сандомирская 1996 – Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. «Я так хочу назвать кино»: «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М.: Гнозис: Русское феноменологическое общество, 1996. 255 с.

4. Лурье 2001 – Лурье М.Л. О феномене наивного сочинительства // «Наивная литература»: исследования и тексты. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 15–28.

5. Нагирняк, Петрова, Раузен 1970 – Нагирняк Е., Петрова В., Раузен М. Новые праздники и обряды. М.: Советская Россия, 1970. 246 с.

6. Неклюдов 2001 – Неклюдов С.Ю. От составителя // «Наивная литература»: исследования и тексты. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 4–14.

7. Толстая 2007 – Толстая С.М. К понятию культурных кодов // АБ-60: Сборник статей к 60-летию А.К. Байбурина / Под ред. Н.Б. Вахтина, Г.А. Левинтона. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2007. С. 23–32.


Рецензия

Для цитирования:


Поспелова А.А. Эмоциональный канон праздника в постсоветской деревне. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(4(2)):216-235. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-216-235

For citation:


Pospelova A.A. The emotional canon of holiday in post-Soviet village. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(4(2)):216-235. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-216-235

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)