О модальной семантике и семиотических инструментах построения исторической памяти


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-365-377

Полный текст:




Аннотация

Историческая память репрезентирует прошлое посредством различных семиотических инструментов: нарративов, символов, памятников, ритуалов, и т. д. Подобные формы репрезентации исключают возможность применения к ним семантических критериев оценки истинностного значения. Однако нарративы и другие формы репрезентации исторической памяти претендуют на то, что они основаны на исторических фактах и представляют историческую реальность такой, какой она была/ есть. Мы предлагаем рассматривать историческую память и ее представление как многоуровневую семантическую систему. Применительно к историческому дискурсу, где прямое соответствие факта и его описания невозможно, не сама реальность, а ее различные репрезентации/интерпретации представляют собой область референции дискурса. Показано, что такой подход позволяет перенести на исторический дискурс понимание семантической системы языка как механизма, предназначенного на описание возможных состояний дел, а также выявить соотнесенность, с одной стороны, между такими разнородными характеристиками, как модальность, каузальность и текстуальность, а с другой – между теориями, описывающими подобные аспекты исторических нарративов. Показано, каким образом в свете семантики возможных миров по-новому интерпретируется известное положение Аристотеля о разграничении исторических и поэтических нарративов. Идеи ю.М. Лотмана об одновременно проспективном и ретроспективном взгляде позволяют продемонстрировать взаимодействие модальных и темпоральных операторов в историческом дискурсе.

Об авторе

С. Т. Золян
Российско-Армянский университет; Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Сурен Т. Золян, доктор филологических наук, профессор

0051, Ереван, ул. Овсепа Эмина, д. 123

236041, Калининград, ул. Александра Невского, д. 14





Список литературы

1. Accман 2004 – Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

2. Витгенштейн 1958 – Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 133 с.

3. Данто 2002 – Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. 289 с.

4. Лотман 1992 – Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. 270 с.

5. Лотман 1996 – Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. 447 с.

6. Лотман 2000 – Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 704 с. Прайор 1981 – Прайор А.И. Временная логика и непрерывность времени //

7. Семантика модальных и интенсиональных логик. М.: Прогресс, 1981. С. 76–97.

8. Cresswell 1988 – Cresswell M.J. Semantical Essays: Possible Worlds And Their Rivals. Dordrecht: Springer, 1988. 212 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Золян С.Т. О модальной семантике и семиотических инструментах построения исторической памяти. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(4(3)):365-377. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-365-377

For citation: Zolyan S.T. Modal semantics and semiotic instruments of constructing of a historical memory. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(4(3)):365-377. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-365-377

Просмотров: 107

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)