О раздельном (гетерогенность) существовании трех видов вербального мышления: практического, технического и теоретического
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-378-391
Аннотация
Основное значение предметного существительного представлено в статье в виде онтоконцепта – иерархии трех концептуальных версий основного значения, последовательно формирующихся у ребенка в процессе его развития. Для примера рассмотрен процесс образования конкретного онтоконцепта СТУЛ. Сначала (в 2–3 года) у ребенка возникает концепт ЦЕЛОСТНЫЙ СТУЛ, который представляет стул как целостный объект и используется ребенком при решении простых практических задач, связанных с использованием стула по его назначению. затем у младшего школьника из целостного концепта развивается концепт СИСТЕМНыЙ СТУЛ (стул как система частей), который вместе с ним образует двухуровневый онтоконцепт ЦЕЛОСТНЫЙ СТУЛ → СИСТЕМНЫЙ СТУЛ. Благодаря системному концепту младший школьник может теперь решать более сложные, технические задачи (починить стул, собрать его из частей и пр.). Наконец, у старшего школьника из системного концепта формируется ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ (система функций частей референта), который присоединяется к двухуровневому онтоконцепту и превращает его в трехуровневый:
ЦЕЛОСТНыЙ СТУЛ → СИСТЕМНыЙ СТУЛ →
→ ФУНКЦИОНАЛьНыЙ КОНЦЕПТ.
Теперь старший школьник может абстрагироваться от внешнего вида стула и использовать только его функцию: формировать новые сидячие места, приставив стопку кирпичей к стене и под, видеть сидячие места в изгибе ствола дерева, в ступеньке лестницы и пр. Тем самым этот и другие онтоконцепты служат основой для реализации у человека трех относительно самостоятельных видов вербального мышления: практического, технического и теоретического.
Об авторе
А. Д. КошелевРоссия
Алексей Д. Кошелев, кандидат физико-математических наук, доцент
107031, Москва, Большая Лубянка, д. 13/16, стр. 1
Список литературы
1. Aпресян 2014 – Апресян Ю.Д. Об Активном словаре русского языка // Активный словарь современного русского языка / Отв. ред. акад. ю.Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры. 2014. Т. 1. С. 5–36.
2. Бернштейн 1947 – Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 255 с.
3. Выготский 1996 – Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
4. Глебкин 2016 – Глебкин В.В. Тетральная модель когнитивного развития и культурно-историческая типология // Этнографическое обозрение. 2016. № 3. С. 128–142.
5. Кошелев 2017 – Кошелев А.Д. Очерки эволюционно-синтетической теории языка. М.: Издат. дом ЯСК, 2017. 528 с.
6. Кошелев 2019 – Кошелев А.Д. О генезисе мышления и языка. М.: Издат. дом ЯСК, 2019. 264 с.
7. Кошелев 2020 – Кошелев А.Д. О когнитивных основаниях лексической классификации предметного мира // Вопросы психолингвистики. 2020. № 4 (46). С. 59–75.
8. Кошелев 2022 – Кошелев А.Д. О функциональном определении концептов и языковых значений в русле воплощенного/укорененного (embodied/grounded) подхода // Слово.ру: Балтийский акцент. 2022. T. 13. № 3. С. 45–67.
9. Лакофф 2004 – Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004. 792 с.
10. Лурия 1974 – Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 172 с.
11. Пиаже 1999 – Пиаже Ж. Мышление и речь ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 530 с.
12. Романов 2014 – Романов В.Н. Культурно-историческая антропология. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 362 с.
13. Сеченов 1952 – Сеченов И.М. – Избранные произведения. Т. 1: Физиология и психология / Под ред. и посл. Х.С. Коштоянца. М.: АН СССР, 1952. 776 с.
14. Тульвисте 1988 – Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллин: Валгус, 1988. 342 с.
15. Чупикова 2007 – Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007. 448 с.
16. Barsalou 1999 – Barsalou L.W. Perceptual symbol systems // Behavioral and Brain Sciences. 1999. № 22. P. 577–660.
17. Barsalou 2020 – Barsalou L.W. Challenges and Opportunities for Grounding Cognition // Journal of Cognition. 2020. Vol. 3. № 1. Р. 1–24.
18. Tsien 2008 – Tsien J.Z. Neural coding of episodic memory // Handbook of Episodic Memory / Ed. by E. Dere, A. Easton, L. Nadel, J.P. Huston. Amsterdam: Elsevier, 2008. Р. 399–416.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кошелев А.Д. О раздельном (гетерогенность) существовании трех видов вербального мышления: практического, технического и теоретического. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;1(4(3)):378-391. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-378-391
For citation: Koshelev A.D. On the separate (heterogeneity) existence of three types of verbal thinking: practical, technical and theoretical. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;1(4(3)):378-391. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-4-378-391
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.