Театр оперы Сергея Прокофьева: цикл бинарных макроструктур


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-138-152

Полный текст:




Аннотация

   Театр С. Прокофьева сегодня считается одной из вершин мирового музыкального театра ХХ в. Настоящая статья посвящена театру оперы С. Прокофьева и его философским подтекстам. Важно понять особенности становления и развития такого театра как целого, осмыслить конструкцию театра Прокофьева как систему из отдельных театральных произведений в творческом сознании автора. Логика театрального творчества композитора, своеобразно преломившая философию Канта и Шопенгауэра, требовала, чтобы каждое новое произведение этого жанра создавалось по контрасту с предыдущим. В результате весь массив опер Прокофьева предстает в виде системы философских антиномий, воплощенных в виде цикла оперных диад. Таким образом, Прокофьеву удалось представить в форме бинарных макроструктур своего музыкального театра противоречивость окружающей реальности и неразрешимость идейных споров о ней, складывающихся как совокупность «тезисов» и антитезисов», не подлежащих синтезу. Рассмотрение цикла опер Прокофьева как системы смысловых антиномий дает возможность представить корпус его музыкально-театральных произведений как единый текст (гипертекст) – во всем многообразии интертекстуальных связей и философских подтекстов.


Об авторе

И. В. Кондаков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Игорь В. Кондаков, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор

125047

Миусская пл., д. 6

Москва



Список литературы

1. Ахонен А. Н. Прокофьев в Петербургской консерватории / А. Н. Ахонен // Петербургский музыкальный архив. – Вып. 14. – СПб.: Композитор, 2016. – С. 7–287.

2. Банья М. Композитор как интеллигент и опера как альтернативное повествование о первых годах русской революции в эпоху сталинизма: об опере «Семен Котко» С. Прокофьева / М. Банья // Новейшая история России / Modern history of Russia. – 2013. – No. 3. – С. 187–200.

3. Долинская Е. Б. Театр Прокофьева: Исследовательские очерки / Е. Б. Долинская. – М.: Композитор, 2012. – 376 с.

4. Кондаков И. В. Трагическое в советской музыке: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Шнитке / И. В. Кондаков // Русская антропологическая школа: Труды. – Вып. 7. – М.: РГГУ, 2010. – С. 329–359.

5. Лобачева Н. А. «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева: 60 лет спустя / Н. А. Лобачева. – М.: Композитор, 2008. – 248 с.

6. Раку М. Г. Время Сергея Прокофьева: Музыка. Люди. Замыслы. Драматический театр / М. Г. Раку. – М.: Слово / Slovo, 2022. – 432 с.

7. Ручьевская Е. А. «Война и мир»: Роман Л.Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева / Е. А. Ручьевская. – СПб.: Композитор, 2010. – 480 с.

8. Сабинина М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева / М. Д. Сабинина. – М.: Сов. композитор,1963. – 290 с.

9. Савкина Н. П. «Огненный Ангел» С. С. Прокофьева: К истории создания / Н. П. Савкина. – М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. – 288 с.

10. Степанов О. Б. Театр масок в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам / О. Б. Степанов. – М.: Музыка, 1972. – 174 с.

11. Тараканов М. Е. Ранние оперы Прокофьева: исследование / М. Е. Тараканов. – М.: Магнитогорск: Гос. ин-т искусствознания, Магнитогорский муз-пед. ин-т, 1996. – 199 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кондаков И.В. Театр оперы Сергея Прокофьева: цикл бинарных макроструктур. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022;(7 (2)):138-152. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-138-152

For citation: Kondakov I.V. Sergei Prokofiev Opera House: a cycle of binary macrostructures. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2022;(7 (2)):138-152. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2022-7-138-152

Просмотров: 125

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)