Эфиопы, темнозрачные, синьцы: бесовской ономастикон древнерусских текстов


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2016-2-27-39

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена номинациям, которые использовались в древнерусской переводной и оригинальной литературе для обозначения демонов и для описания иерархии падших ангелов. Демонстрируется высокая вариа-тивность и разнообразие таких имен, традиция эвфемистических наименований демонов и номинации, использовавшиеся в магических текстах, записанных в XVII-XVIII вв.

Об авторе

Дмитрий Игоревич Антонов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Райан В.Ф. Баня в полночь. Исторический очерк магии и гаданий в России. М.: НЛО, 2006. С. 71.

2. Wigzell F. The Russian Folk Devil and His Literary Reflection // Russian Literature and Its Demons / Ed. by P. Davidson. N. Y.; Oxford: Berghahn Books, 2000. P. 66.

3. Православная энциклопедия: В 36 т. Т. 4. М., 2002. С. 683-686; Т. 14. С. 381-382.

4. Серебряная И.Б. Слово черт в русской мифологии и в памятниках русской письменности // Языковая семантика и образ мира: Тезисы междунар. науч. конф.: В 2 т. Т. 2. Казань: УНИПРЕСС, 1997. С. 288.

5. Антонов Д.И. Смута в культуре средневековой Руси: эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII в. М., 2009. С. 290-292.

6. Сказание Авраамия Палицына / Подгот. текста, коммент. О.А. Державиной, Е.В. Колосовой. М.; Л., 1955. С. 115-116, 270.

7. Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т. 1. СПб.: Наука, 2000. С. 134.

8. Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1915. С. 17.

9. Сочинения преподобного Максима Грека, изданные при Казанской духовной академии. 2-е изд.: В 3 ч. Ч. 3. Казань, 1897. С. 186-187.

10. Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым: В 4 т. Т. 1. М.: Тип. Грачева и Комп., 1859. С. 39-40.

11. Отдел рукописей Национальной библиотеки Украины (Киев) (НБУ). 1, 5486. Л. 204.

12. Рассел Дж.Б. Люцифер. Дьявол в Средние века. М.: Евразия, 2001. С. 76-77, 315-317.

13. Махов А.Е. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М.: Intrada, 2006. С. 187-189.

14. Махов А.Е. Сад демонов - Hortus Daemonum: Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М.: Intrada, 2007. С. 127-128.

15. Королев А.А., Майер И., Шамин С.М. Сочинение о демонах из архива Посольского приказа: к вопросу о культурных контактах России и Европы в последней трети XVII столетия // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2009. №. 4. С. 120-121.

16. Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. С. 240-241.

17. Тихонравов Н.С. Памятники отреченной русской литературы. Собраны и изданы Николаем Тихонравовым: В 2 т. СПб.: Унив. типогр., 1863. C. 116-117.

18. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва) (РГБ). Ф. 304. I. № 678. Л. 310 об.

19. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (СПб.) (РНБ). ОЛДП. Q. 258. Л. 317-328 (пагинация арабскими цифрами).

20. Макарий, митрополит Всероссийский. Великие Минеи Четьи. Вып. 12. Декабрь. Дни 18-23 // Памятники славяно-русской письменности, изданные имп. Археографической комиссией. I. Великие Минеи Четьи. Декабрь. Дни 18-23. М.: Изд-во П.П. Сойкина, 1907. С. 1611-1613.

21. Дмитрий Ростовский. Жития святых. Декабрь-февраль. Киев: Изд. Киево-Печерской Лавры, 1695. Л. 212-216 об.

22. Лённгрен Т.П. Соборник Нила Сорского: В 3 ч. Ч. 1. М., 2000. С. 326-327; Ч. 3. М., 2004. С. 568; Ч. 3. С. 515.

23. Антонов Д.И. Падшие ангелы vs черти народной демонологии // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 2 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2013. С. 12-13.

24. Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 134-135.

25. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М.: Академический проект, 2009. С. 453-465.

26. Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв.: Исследования и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 211, 225-227, 462, 546.

27. Петрухин В.Я. «Боги и бесы» русского Средневековья: род, Рожаницы и проблема древнерусского двоеверия // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. М.: Индрик, 2000.

28. Левицкий А.П. Очерки по истории медицины // Медицинское обозрение. 1907. Т. 68. № 13. С. 145.

29. Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского (Российская национальная библиотека, Кирилло-Белозерское собрание, № XII) / Отв. ред. Г.М. Прохоров. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

30. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: В 2 т. Т. 2. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1913.

31. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: В 2 т. Т. 1. Харьков: Епарх. тип., 1916.

32. Лавров А.С. Колдовство и религия в России (1700-1740 гг.). М.: Древлехранилище, 2000. С. 75-88.

33. Левин И. Чудеса пьянства: «хмельное питие» в русской агиографии и чудесах святых XVII века // Левин И. Двоеверие и народная религия в истории России. М.: Индрик, 2004. С. 11-36.

34. Белова О.В., Петрухин В.Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. М.: Наука, 2008. С. 10-39.

35. Св. Иоанн Кассиан Римлянин. О непостоянстве души и о злых духах. О начальствах и властях // Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей: Православное учение о добрых и злых духах. М.: Дарь, 2008. С. 474-476.

36. РНБ. ОЛДП. F. 137. (Сборник агиографический лицевой XVII в.). Л. 355 об.

37. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л.: Наука, 1973. С. 206.

38. Молдован А.М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М., 2000. С. 327, 373.

39. Brakke D. Ethiopian Demons: Male Sexuality, the Black-Skinned other, and the Monastic Self // Journal of the History of Sexuality. 2001. Vol. 10. № 3/4. Special Issue: Sexuality in Late Antiquity. P. 501-531.

40. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подгот. Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыков. М.: Наука, 1981. С. 43.

41. Левкиевская Е.Е. От предикативной формулы к имени: об одном механизме образования названий демонов в карпатской традиции // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2015 (в печати).

42. Ковтун Л.С. Азбуковники XVI-XVII вв. Старшая разновидность. Л.: Наука, 1989. С. 224.

43. Зерцалов А.Н. К материалам о ворожбе в Древней Руси. Сыскное дело 1642- 1643 гг. о намерении испортить царицу Евдокию Лукьяновну // ЧОИДР. М.: Университетская типография, 1895. Кн. 3. С. 7.

44. Журавель О.Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. С. 114-115.

45. Отреченное чтение в России XVII-XVIII вв. / Отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М.: Индрик, 2002. С. 165, 168.

46. Смилянская Е.Б. Заговоры и гадания из судебно-следственных материалов XVIII в. // Отреченное чтение в России XVII-XVIII вв. / Отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М.: Индрик, 2002. С. 109, 119, 165.

47. Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. С. 133.

48. Попов А.В. Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность в древний допетровский период. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1883. С. 193.

49. Великорусские заклинания: Сборник Л.Н. Майкова / Послесл., примеч. и подг. текста А.К. Байбурина. СПб.: Европейский дом, 1996. С. 15.

50. Белова О.В. Иуда Искариот: От евангельского образа к демонологическому персонажу // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. М.: Индрик, 2000. С. 344-360.

51. Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М.: Индрик, 2011. С. 163.

52. Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010. С. 534-565, 681-792.

53. Топорков А.Л. Иконографический сюжет «Архангел Михаил побивает трясовиц»: генезис, история и социальное функционирование // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2012.

54. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб., 2004. С. 114-132.

55. Махов А.Е. Средневековый образ между теологией и риторикой. Опыт толкования визуальной демонологии. М.: Изд. Кулагиной: Intrada, 2011. С. 39.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Антонов Д.И. Эфиопы, темнозрачные, синьцы: бесовской ономастикон древнерусских текстов . ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2016;(2):27-39. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2016-2-27-39

For citation: Antonov D. Ethiopians, the dark and livid fiends: the demoniac onomasticon of the old Russian texts . RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2016;(2):27-39. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2016-2-27-39

Просмотров: 313

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)