Угаритский бог Хоран: возможные сиро-ханаанейские истоки образа Медного змия
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-56-69
Аннотация
В статье рассмотрен один из вариантов происхождения Медного змия, или Нехуштана. Следуя гипотезе о домонотеистическом происхождении образа, можно предположить, что Медный змий не являлся изначально атрибутом ЯХВЕ, а был идолом или вотивом одного из семитских божеств, связанных с врачеванием. Наиболее соответствующим по времени поклонения и общим атрибутам богом является сиро-ханаанейский Хоран, почитание которого было широко распространено в период позднего бронзового века. Являясь божеством, представляющим силы первобытного хаоса, Хоран считался создателем ядовитых змей и, возможно, сам изначально являлся драконом. Согласно известным в настоящее время клинописным текстам Угарита, Хоран являлся заклинателем, целителем и защитником от нападения змей. Также одной из важнейших функций Хорана являлась защита царской власти, дарованной богами, от недостойных. Имя божества Хорана аналогично по этимологии со словом Сараф на иврите, который в свою очередь представлялся как летающий, огнедышащий змей. В ТаНаХе сохранились следы существования Хорана в культуре евреев в виде устойчивых фразеологизмов с использованием его имени, при этом каждый раз он выступает в контексте меры праведного суда Божия: всепоглощающего и испепеляющего, как огонь, гнева, поражающего нечестивцев, но не опаляющего праведных. Все вышеперечисленное позволяет предположить достаточно древнее происхождение Медного змия и его связь с Хораном как самостоятельным божеством или духом, находящимся в служении Всевышнему.
Об авторе
Н. В. МихайловаРоссия
Наталья В. Михайлова
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Емельянов 2003 – Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб.: АзбукаКлассика, 2003 // Электронная библиотека КулЛиб. URL: https://coollib.com/b/75098/read (дата обращения 14.05.2022).
2. Якобсен 1995 – Якобсен Т. Сокровища тьмы: история Месопотамской религии / Пер. С.Л. Сухарева. М.: Восточная литература, 1995. 293 с.
3. Albright 1953 – Albright W.F. Archaeology and religion of Israel. Baltimore: Johns Hopkins Press,1953. XII, 246 p.
4. Astour 1968 – Astour M.C. Two Ugaritic serpent charms // Journal of Near Eastern Studies. 1968. Vol. 27. No. 1. P. 13–36.
5. Childs 1974 – Childs B.S. The Book of Exodus. A critical, theological commentary. Philadelphia, Louisville: The Westminster Press, 1974. XXV, 659 p.
6. De Moor 1971 – De Moor J.C. The seasonal pattern in the Ugaritic myth of Ba’lu according to the version of Ilimilku. Neukirchen-Vluyn, 1971. IX, 321 p. (Alter Orient und Altes Testament, Bd. 16)
7. Gray 2004 – Gray G.B. Numbers. The international critical commentary (ICC). Illinoise, Skokie: Varda Books, 2004. 544 p.
8. Helck 1971 – Helck W. Beziehungen Aegyptens zu Vorderasien im 3. und 2. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden: Harrassowitz, 1971. 611 s.
9. Korpel 2019 – Korpel M.C.A. A subdued Demon in Exodus 15:7-8 // Vetus Testamentum. Vol. 69. Iss.1. Leiden: Brill Academic Publishers, 2019. P. 60–68.
10. Korpel and De Moor 2015 – Korpel M.C.A., De Moor J.C. Adam, Eve, and the Devil. A new beginning. 2nd ed. Sheffield: Sheffield Phoenix Press, 2015. 358 p.
11. Matoïan 2015 – Matoïan V. Horon et Shed à Ugarit: textes et images // UgaritForshungen. International Jahrbuch für die Altertumskunde Syrien-Palästinas. Bd. 46. Münster: Ugarit-Verlag, 2015. S. 235–288.
12. Münnich 2005 – Münnich M. The cult of bronze serpents in ancient Canaan and Israel // Selected essays in Jewish studies. Vol. 1: The Bible and its world, rabbinic literature and Jewish law, and Jewish thought. Jerusalem: World Union of Jewish Studies, 2005. P. 39–56.
13. Stadelmann 1967 – Stadelmann R. Syrisch-palastinensische Gottheiten in Agypten. Leiden: E.J. Brill, 1967. 150 p. (Probleme der Agyptologie, Bd. 50)
14. Wiggermann 2000 – Wiggermann F.A.M. Nin-azu // Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archaologie. Berlin, N.Y.: Walter de Gruyter, 2000. P. 329–335.
15. Wyatt 2007 – Wyatt N. Word of tree and whisper of stone. New Jersey: First Gorgias Press Edition, 2007. 231 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Михайлова Н.В. Угаритский бог Хоран: возможные сиро-ханаанейские истоки образа Медного змия. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(2):56-69. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-56-69
For citation: Mikhailova N.V. Ugaritic god Ḥorān. Possible Syro-Canaanite origins of the Serpent of brass. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(2):56-69. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-56-69
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.