Сюжет «Семь таинств» в русском искусстве XVII в. и его книжный источник
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-88-101
Аннотация
В статье рассматривается один из довольно редких для русского искусства XVII в. сюжетов, «Семь таинств». Его источником были гравюры изданий типографии Киево-Печерской лавры, входивших в число книжных «проектов» главы Киевской митрополии Константинопольской православной церкви Петра Могилы (1632–1647). Немногочисленные изображения на этот сюжет давно известны исследователям, но происхождение его вариаций не было установлено. Эта проблема исследуется на примерах двух икон последней четверти XVII в. «Распятие с семью Таинствами». Их отличительная черта – изображение на первом плане необязательного для всех христиан Таинства брака. Автор статьи предполагает, что создание такой иконографии было связано с бракосочетанием царя Федора Алексеевича. Развитие эстетики барокко подтолкнуло художников также к соединению в одной композиции элементов разных иконографических схем и созданию усложненного варианта Животворящего древа со сценами семи Таинств и Страстного цикла. Они пользовались несколькими литературными и визуальными источниками. Сохранившиеся образцы такой композиции демонстрируют вариативность ее иконографии и творческий характер работы русских иконописцев XVII в., которые могли создавать на один и тот же сюжет вполне самостоятельные произведения с ярко выраженными индивидуальными особенностями.
Ключ. слова
Об авторе
Л. Б. СукинаРоссия
Людмила Б. Сукина - доктор исторических наук, доцент.
152021, Ярославская обл., Переславль-Залесский, Веськово, Петра Первого ул., д. 4 «а»
Список литературы
1. Бусева-Давыдова 2008 – Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008. 364 с.
2. Кузнецова 2008 – Кузнецова О.Б. Процветший крест: иконография «Плоды страданий Христовых» из церквей, музейных и частных собраний России, Германии, Италии, Финляндии, Швейцарии. М.: Индрик, 2008. 160 с.
3. Овчинникова 1970 – Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М.: Искусство, 1970. 195 с.
4. Сукина 2006 – Сукина Л.Б. «Семейный портрет Ведерницыных» в композиции иконы Стефана Казаринова «Распятие с семью таинствами» 1682 г. // Ростовский архиерейский дом и русская художественная культура второй половины XVII в. Ростов, 2006. С. 218–225.
5. Степовик 1982 – Степовик Д.В. Украïнська графiка XVI–XVIII ст.: Еволюцiя образноï системи. Киïв: Наукова думка, 1982. 332 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Сукина Л.Б. Сюжет «Семь таинств» в русском искусстве XVII в. и его книжный источник. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(2):88-101. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-88-101
For citation: Sukina L.B. The motif of the “Seven Sacraments” in Russian art of the 17th century and its book source. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(2):88-101. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-88-101
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.