Храм как пространство образов в живописных иерусалимиях: визуальная программа для паломника
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-102-118
Аннотация
Автор исследует тему лицевых живописных проскинитариев – иерусалимий. Они являлись одним из проявлений иеротопии, отражая сакральную топографию Святой земли внутри иконного пространства. В то же время в иерусалимиях визуализировался путь паломника в Святой земле в XVIII – начале ХХ в. посредством доступных паломнику образов. Название места визуализируется при помощи создания ассоциативного живописного символа, при этом зрительный образ нередко подкрепляется текстом, отсылающим к строкам Нового или Ветхого Завета. Иконография живописных иерусалимий восходит к гравюрам западноевропейских мастеров XVI–XVII вв., а также к гравюрам иллюстраторов печатных проскинитариев («хождений»), например, Христофора Жефаровича. Центром изготовления живописных иерусалимий-проскинитариев, известных также как икона-евлогия паломника «Топография Святой земли», традиционно была Палестина, в частности Иерусалим. При изучении опубликованных памятников из зарубежных и российских собраний автором были определены основные иконографические типы иерусалимий, происходящих от разных протографов: 1) иерусалимия – карта-икона, где топография первична, а моленный образ вторичен; данный тип представлен в кратком и развернутом изводе; 2) иерусалимия – молитвенный образ (сувенирная икона для паломников), которые, в свою очередь – по степени значения молитвенной составляющей и наличия топографии – делятся на две подгруппы. К этой группе памятников относится выявленный в процессе исследования редкий образ из частного российского собрания, который был написан не в мастерских Палестины, а исполнен как копия иконы-евлогии иконописцем одного из черниговских монастырей в середине XVIII в. Рассматриваются его программа и иконографические особенности. В статье не только анализируются иконографические схемы различных групп, но и выявлены характерные признаки и особенности иерусалимий как иеротопического проекта.
Ключ. слова
Об авторе
И. В. ЗлотниковаРоссия
Ирина В. Злотникова - кандидат искусствоведения.
241050, Брянск, ул. Урицкого, д. 9а
Список литературы
1. Житнев 2012 – Житнев С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Индрик, 2012. 264 с.
2. Пятницкий 2001 – Пятницкий Ю.А. Паломническая евлогия «Топография Палестины» // Пилигримы: Историко-культурная роль паломничества: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Залесской. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. С. 82–113.
3. Пятницкий 2009 – Пятницкий Ю.А. Паломническая евлогия «Топография Палестины» // Православный паломник. 2009. № 5 (48). С. 20–31.
4. Хромов, Топурия 1996 – Хромов О.Р., Топурия Н.А. «Описание Иерусалима» Симеона Симоновича и Христофора Жефаровича в русских лубочных изданиях: Исследования и сводный каталог книг, хранящихся в московских собраниях. М.: Науч.-изд. центр «Скрипторий», 1996. 100, [1] с., [11] л. факс.
5. Immerzeel 2014 – Immerzeel М. Souvenirs of the Holy Land. The production of proskynetaria in Jerusalem // Visual constructs of Jerusalem / Ed. by B. Kühnel, G. NogaBanai, H. Vorholt. Turnhout: Brepols Publishers n.v., 2014. Р. 463–470.
6. Łaptaś 2000 – Łaptaś M. A proskynetarion from the collection of the National Museum in Warsaw. A preliminary description // Coptic studies on the threshold of a new millennium. Proceedings of the Seventh International Congress of Coptic Studies. Leiden, 27 August – 2 September 2000, Leuven; Paris; Dudley, MA, 2000. Vol. 1. P. 1349–1355.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Злотникова И.В. Храм как пространство образов в живописных иерусалимиях: визуальная программа для паломника. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(2):102-118. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-102-118
For citation: Zlotnikova I.V. The church as a space of images in picturesque proskinetariums. A visual program for the pilgrim. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(2):102-118. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-102-118
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.