Телесное в видеоинсталляциях ирано-американской художницы и режиссера


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-119-136

Полный текст:




Аннотация

Авторы статьи анализируют творчество известной американской художницы и режиссера иранского происхождения Ширин Нешат. Признание таланта Нешат по всему миру и востребованность ее работ свидетельствуют об актуальности вопросов, которые затрагиваются в ее творчестве; видеоинсталляции Ширин Нешат стали классикой современного искусства и предметом научного изучения для искусствоведов, востоковедов, культурологов, философов и широкого круга исследователей. Сегодня художественные произведения Нешат для многих синоним современного иранского искусства, в котором нашли свое отражение непростые политические события истории Ирана. В фокусе внимания авторов настоящей работы – телесные практики в произведениях художницы, рассмотренные на примере ключевых работ. Среди них видеоинсталляции «Беспокойный» (1998), «Восторг» (1999), «Монолог» (1999), «Страсть» (2000), «Шествие» (2001). В статье приводится последовательный и детальный анализ практик работы с телесным (мимика, пластика тела, вибрации голоса и т. п.) и телом как инструментом, посредством которого автор выстраивает пространство художественного высказывания. Авторы статьи впервые проводят классификацию исследования телесного в творчестве Нешат через концепты «политического тела», «поэтического тела» и «автобиографического тела».


Об авторах

Н. В. Казурова
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Россия

Наталья В. Казурова - кандидат исторических наук.

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3



Е. Ю. Трушкина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Екатерина Ю. Трушкина - кандидат философских наук.

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Behiery 2013 – Behiery V. Veiled Muslim woman as subject in contemporary art. The role of location, autobiography, and the documentary image // Implicit Religion. 2013. Vol. 16 (4). P. 417–442.

2. Cherem 2016 – Cherem Y. The absent subversion, the silent transgression. The voice and the silence of the body in some contemporary Iranian and Arab artists // Journal of Art History. 2016. Vol. 85 (4). P. 1–28.

3. Dabashi 2019 – Dabashi H. Contemporary art, world cinema, and visual culture. L.; N.Y.: Anthem Press, 2019. 374 p.

4. Dönmez-Colin 2007 – Dönmez-Colin G. Women, Islam and cinema. L.: Reaktion Books, 2007. 208 p.

5. Gibbons 2007 – Gibbons J. Contemporary art and memory. Images of recollection and remembrance. L.; N.Y.: I.B. Tauris, 2007. 189 p.

6. Grigor 2014 – Grigor T. Contemporary Iranian art. From the street to the studio. L.: Reaktion Books, 2014. 293 p.

7. Honarbin-Holliday 2010 – Honarbin-Holliday M. Becoming visible in Iran. Women in contemporary Iranian society. L.; N.Y.: I.B. Tauris, 2010. 205 p.

8. Isaak 1996 – Isaak J.A. Feminism and contemporary art. The revolutionary power of women’s laughter. L.; N.Y.: Routledge, 1996. 247 p.

9. Keshmirshekan 2007 – Keshmirshekan H. Contemporary Iranian art. The emergence of new artistic discourses // Iranian Studies. 2007. Vol. 40 (3). P. 335–366.

10. Keshmirshekan 2010 – Keshmirshekan H. The question of identity vis-à-vis exoticism in contemporary Iranian art // Iranian Studies. 2010. Vol. 43 (4). P. 489–512.

11. Keshmirshekan 2011 – Keshmirshekan H. Contemporary or specific. The dichotomous desires in the art of early twenty-first century Iran // Middle East Journal of Culture and Communication. 2011. Vol. 4. P. 44–71.

12. MacDonald 2004 – MacDonald S. Between two worlds. An interview with Shirin Neshat // Feminist Studies. 2004. Vol. 30 (3). P. 620–659.

13. McCabe 2005 – McCabe J. Feminist film studies. Writing the woman into cinema. L.; N.Y.: Wallflower Press, 2005. 144 p.

14. Millner, Moore 2022 – Millner J., Moore C. Contemporary art and feminism. L.; N.Y.: Routledge, 2022. 256 p.

15. Mottahedeh, Saljoughi 2012 – Mottahedeh N., Saljoughi S. Rethinking gender in contemporary Iranian art and cinema // Iranian Studies. 2012. Vol. 45 (4). P. 499–502.

16. Navab 2007 – Navab A.D. Unsaying life stories. The self-representational art of Shirin Neshat and Ghazel // The Journal of Aesthetic Education. 2007. Vol. 41 (2). P. 39–66.

17. Nelson 2006 – Nelson S. Diaspora. Multiple practices, multiple worldviews // A companion to contemporary art since 1945. Malden, Oxford: Wiley-Blackwell, 2006. P. 296–316.

18. Newman 2018 – Newman E.L. Female body image in contemporary art. L.; N.Y.: Routledge, 2018. 196 p.

19. Ross 2006 – Ross Ch. The paradoxical bodies of contemporary art // A companion to contemporary art since 1945. Malden, Oxford: Wiley-Blackwell, 2006. P. 378–400.

20. Rounthwaite 2008 – Rounthwaite A. Veiled subjects. Shirin Neshat and non-liberatory agency // Journal of Visual Culture. 2008. Vol. 7 (2). P. 165–180.

21. Saadi-Nejad 2009 – Saadi-Nejad M. Mythological themes in Iranian culture and art. Traditional and contemporary perspectives // Iranian Studies. 2009. Vol. 42 (2). P. 231–246.

22. Sayre 2006 – Sayre H.M. 1990–2005. In the clutches of time // A companion to contemporary art since 1945. Malden, Oxford: Wiley-Blackwell, 2006. P. 107–124.

23. Shaw 2001 – Shaw W.M. Ambiguity and audience in the films of Shirin Neshat // Third Text. 2001. Vol. 15 (57). P. 43–52.

24. Skurvida 2015 – Skurvida S. Iranian or not. DisLocations of contemporary art and its histories // Art Journal. 2015. Vol. 74 (3). P. 73–77.

25. Torshizi 2012 – Torshizi F. The unveiled apple. Ethnicity, gender, and the limits of interdiscursive interpretation of Iranian contemporary art // Iranian Studies. 2012. Vol. 45 (4). P. 549–569.

26. Traficante 2016 – Traficante A. Shirin Neshat. Soliloquy (exhibition review) // The Senses and Society. 2016. Vol. 10 (3). P. 390–393.

27. Turim 2017 – Turim M. Experimental women filmmakers // Cinema and Gender. L.; N.Y.: Routledge. 2017. P. 184–193.

28. Vitali 2004 – Vitali V. Corporate art and critical theory. On Shirin Neshat // Women. A cultural review. 2004. Vol. 15 (1). P. 1–18.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Казурова Н.В., Трушкина Е.Ю. Телесное в видеоинсталляциях ирано-американской художницы и режиссера. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(2):119-136. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-119-136

For citation: Kazurova N.V., Trushkina E.Y. The corporeal in the video installations of Iranian-American artist and filmmaker. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(2):119-136. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-2-119-136

Просмотров: 154

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)