Ритмы зла в английской Псалтири XIV в.


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-29-54

Полный текст:




Аннотация

В средневековой иконографии одно из главных свойств зла – его многоликость и изменчивость. Как мы знаем из работ по средневековой демонологии, опубликованных Александром Маховым, эта подвижность форм часто приравнивалась к беспорядку и противопоставлялась упорядоченной иерархии сакрального. Автор статьи демонстрирует, что это касалось не только демонов, но и фигур иноверцев – прежде всего, иудеев и римлян в сценах Страстей Христовых. На примере английской Псалтири Фитцуоринов, созданной в середине XIV в., он показывает, что вариации форм и цветов в фигурах демонизируемых врагов Христа нередко встраивались в ритмическую схему, которая придавала беспорядку частичную упорядоченность. Однако и на изображениях святых, в которых долго господствовала симметрия и иерархичность, постоянно вводились вариации. Они усложняли (делали более ≪живой≫) статичную композицию и вели за собой взгляд зрителя. Эти наблюдения говорят о том, что многие трансформации маркеров инаковости, которые давно отмечали исследователи, следует рассматривать не только как визуальные фигуры зла, но и как частные случаи стремления к varietas, характерного для средневековой эстетики в целом.


Об авторе

М. Р. Майзульс
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Михаил Р. Майзульс

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Майзульс 2020 – Майзульс М.Р. Стигма на лице: средневековые истоки «еврейского носа» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020. № 5. С. 10–38.

2. Майзульс 2021 – Майзульс М.Р. Воображаемый враг: Иноверцы в средневековой иконографии. М.: Альпина, 2021. 436 с.

3. Махов 2011 – Махов А.Е. Средневековый образ между теологией и риторикой: Опыт толкования визуальной демонологии. М.: Изд-во Кулагиной – Intrada, 2011. 256 с.

4. Пастуро 2019 – Пастуро М. Дьявольская материя: История полосок и полосатых тканей. М.: НЛО, 2019. 112 с.

5. Пильгун 2019 – Пильгун А.В. Потусторонний мир Средневековья: рай, чистилище, ад и их персонажи в визионерских текстах и миниатюрах из западноевропейских рукописей IX–XV вв. М.: Гамма-Пресс, 2019. 468 с.

6. Blanc 1999 – Blanc O. Parades et parures. L’invention du corps de mode à la fin du Moyen Âge. Paris: Gallimard, 1999. 237 p.

7. Blumenkranz 1966 – Blumenkranz B. Le juif médiéval au miroir de l’art chrétien. Paris: Études augustiniennes, 1966. 159 p.

8. Bolman 1999 – Bolman E.S. De Сoloribus. The meanings of color in Beatus manuscripts // Gesta. 1999. Vol. 38. No. 1. P. 22–34.

9. Bonne 1997 – Bonne J.-Cl. De l’ornemental dans l’art mediéval (VIIе – XIIе siècle). Le modèle insulaire // L’image. Fonctions et usages des images dans l’Occident medieval / Ed. par J. Baschet, J.-Cl. Schmitt. Paris: Le Leopard d’or, 1997. P. 185–219.

10. Bonne 2015 – Bonne J.-Cl. Ornementation et representation // Les images dans l’Occident médiéval / Ed. par J. Baschet, P.-O. Dittmar. Turnhout: Brepols, 2015. P. 199–212.

11. Descola 2021 – Descola Ph. Les Formes du visible. Une anthropologie de la figuration. Paris: Seuil, 2021. 757 p.

12. Dodwell 1961 – Theophilus. De diversis artibus. The Various Arts / Ed. par C.R. Dodwell. L.; Edinburgh; Paris: Thomas Nelson and Sons, 1961. 178 p.

13. Gombrich 1984 – Gombrich E. The sense of order. A study in the psychology of decorative art. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1984. 411 p.

14. Grew, Neergaard 2004 – Grew F., Neergaard M., de. Shoes and pattens (Medieval finds from excavations in London. Woodbridge: The Boydell Press, 2004. 146 p.

15. Gross 1989 – Gross A. L’exégèse iconographique du terme “insipiens” du Psaume 52 // Historical Reflections / Réflexions Historiques. 1989. Vol. 16. No. 2/3. P. 265–285.

16. Joslin, Joslin Watson 2001 – Joslin M.C., Joslin Watson C.C. The Egerton genesis. L.: British Library; Toronto University Press, 2001. 312 p.

17. Kauffmann 2003 – Kauffmann C.M. Biblical imagery in Medieval England, 700–1550. L.: Harvey Miller, 2003. 365 p.

18. Klemettilä 2006 – Klemettilä H. Epitomes of evil. Representation of executioners in Northern France and the Low Countries in the Late Middle Ages. Turnhout: Brepols, 2006. 388 p.

19. Lachaud 2007 – Lachaud F. La critique du vêtement et du soin des apparences dans quelques oeuvres religieuses, morales et politiques, XIIe – XIVe siècles // Micrologus. Vol. 15 (Le corps et sa parure. The body and its adornment). Firenze: Sismel-Edizioni del Galluzzo, 2007. P. 61–85.

20. Lipton 2014 – Lipton S. Dark mirror. The Medieval origins of anti-Jewish iconography. N.Y.: Metropolitan, 2014. 390 p.

21. Lipton 2016 – Lipton S. Isaac and Antichrist in the archives // Past and Present. 2016. Vol. 232. No. 1. P. 3–44.

22. Marrow 1979 – Marrow J.H. Passion iconography in Northern European art of the Late Middle Ages and Early Renaissance. A study of the transformation of sacred metaphor into descriptive narrative. Kortrijk: Van Ghemmert Publishing Company, 1979. 369 p.

23. Mellinkoff 1993 – Mellinkoff R. Outcasts. Signs of otherness in Northern European art of the Late Middle Ages. Vol. 1, 2. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1993. 360, 543 p.

24. Michel Scot 2019 – Michel Scot. Liber particularis. Liber physonomie / Éd. critique, introduction et notes par O. Voskoboynikov. Firenze: SISMEL Edizioni del Galluzzo, 2019. 415 p.

25. Pastoureau 2015 – Pastoureau M. La couleur // Les images dans l’Occident médiéval / Ed. par J. Baschet, P.-O. Dittmar. Turnhout: Brepols, 2015. P. 227–237.

26. Sansy 1992 – Sansy D. Chapeau juif ou chapeau pointu? Esquisse d’un signe d’infamie // Symbole des Alltags. Alltag der Symbole. Festschrift für Harry Kühnel zum 65. Geburtstag. Graz: Akademische Drucku. Verlagsanstalt, 1992. P. 349–375.

27. Schiller 1972 – Schiller G. Iconography of Christian art. Vol. 2: The passion of Jesus Christ. N.Y.: Graphic Society LTD, 1972. 692 p.

28. Schmitt 1996 – Schmitt J.-Cl. La raison des gestes. Paris: Gallimard, 1996. 432 p.

29. Schmitt 2016 – Schmitt J.-Cl. Les rythmes au Moyen Âge. Paris: Gallimard, 2016. 720 p.

30. Silva 2014 – Silva P. Anónimo. Frontal con escenas de infancia de Jesús // Museo Nacional del Prado. Memoria de actividades 2013. Madrid: Museo Nacional del Prado, 2014. P. 26–28.

31. Strickland 2003 – Strickland D.H. Saracens, demons, and Jews: Making monsters in Medieval Art. Princeton: Princeton University Press, 2003. 171 p.

32. Tschen-Emmons 2015 – Tschen-Emmons J.B. Artifacts from Medieval Europe. Santa Barbara; Denver; Oxford: Greenwood, 2015. 321 p.

33. Wirth 2022 – Wirth J. Face, trois-quarts et profil dans l’art médiéval // L’éloquence du visage entre Orient et Occident / Ed. par O. Voskoboynikov. Firenze: Sismel Edizioni del Galluzzo, 2022. P. 103–113.

34. Wormald 1943 – Wormald F. The Fitzwarin Psalter and its allies // Journal of the Warburg and Courtauld institutes. 1943. Vol. 6. P. 71–79.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Майзульс М.Р. Ритмы зла в английской Псалтири XIV в. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(4):29-54. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-29-54

For citation: Maizuls M.R. The rhythms of evil in the 14th century English Psalter RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(4):29-54. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-29-54

Просмотров: 103

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)