Нимб появляющийся и исчезающий: семиотика образов в русской иконописи
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-55-72
Аннотация
В статье рассматриваются способы и особенности использования нимбов в русской иконографии. Знак святости, позаимствованный из античного искусства, относится к самым часто употребительным и важным для христианской живописи. При этом в разных частях христианского мира возникало множество вариантов как самих нимбов, так и ситуаций их использования. Сияние изображали разными цветами, разной формы (крестчатые, восьмиконечные, с литерами, геометрическими узорами), иногда маркируя таким способом изображенных персонажей. Кроме святых, нимб мог выделять представителей определенной страты, сана, чина (монахов, епископов, священников) или персонажей, занимающих высокое положение на иерархической лестнице – вплоть до Люцифера и демонических персонажей Апокалипсиса. В русском искусстве такие примеры оставались редкими. Однако у нимбов была другая важная роль: они помогали отобразить динамику событий в визуальном рассказе. Появляясь или исчезая у персонажей, нимбы указывали на момент обретения святости или утери праведности – последнее было связано прежде всего с грехопадением Адама и Евы. В статье рассмотрены примеры использования нимбов в неочевидных ситуациях, способы работы этим знаком, роли, и которые он играл в русском искусстве.
Об авторе
Д. И. АнтоновРоссия
Дмитрий И. Антонов, доктор исторических наук, профессор
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Антонов 2019 – Антонов Д.И. Цари и самозванцы: борьба идей в России Смутного времени. М.: РГГУ, 2019. 316 с.
2. Антонов, Майзульс 2013а – Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Цена крови, или Проклятые деньги Иуды Искариота // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 191–213.
3. Антонов, Майзульс 2013б – Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М.: Форум: Неолит, 2013. 240 с.
4. Антонов, Майзульс 2020 – Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. 4-е изд., испр. и доп. М.: Форум: Неолит, 2020. 264 с.
5. Овчинников 1999 – Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. М.: Родник, 1999. 520 с.
6. Преображенский 2010 – Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси: XI – начало XVI в. М.: Северный паломник, 2010. 542 с.
7. Фадеева 2019 – Фадеева Л.В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре. М.: Индрик, 2019. 352 с.
8. Царевская 2014 – Царевская Т.Ю. Цветные нимбы в искусстве Византии и средневекового Запада: Некоторые аспекты символики // Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, 2012. Великий Новгород: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 2014. С. 115–125.
9. Юрганов 1998 – Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: Ин-т «Открытое общество»: МИРОС, 1998. 448 с.
10. Юферева 2013 – Юферева Н.Э. Древнерусский иллюстратор житий святых: Нетекстовая текстология. М.: Изд-во Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. 310 с.
11. Wright 1995 – Wright R.M. Art and Antichrist in medieval Europe, Manchester: Manchester University Press, 1995. 244 p.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Антонов Д.И. Нимб появляющийся и исчезающий: семиотика образов в русской иконописи. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(4):55-72. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-55-72
For citation: Antonov D.I. The halo appearing and disappearing. Semiotics of images in Russian iconography. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(4):55-72. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-55-72
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.