Большой выносной крест в России XVII–XVIII вв.


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-73-87

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается феномен создания новых святынь в виде больших выносных крестов и их культа в России XVII–XVIII вв. Работа выполнена в рамках проблематики визуальной истории, связанной с исследованием соотношения между ≪символическими формами≫ и различными социальными и культурными ≪языками≫ общества (Ж.-К. Шмитт). Большой крест присутствовал в храмовом интерьере и религиозных ритуалах Древней Руси с первых веков христианизации. Но начало создания оригинальных, а не просто копирующих византийские образцы, памятников такого типа связывают с деятельностью патриарха Никона. Как показывают сравнительно недавние исследования, участие в этом принимала и самодержавная царская власть. Особое внимание в статье уделено двум наиболее интересным крестам, хорошо сохранившимся и известным из новосозданных в эпоху первых Романовых, но при этом не рассматривавшимся в одном историко-культурном контексте. Это Кийский крест патриарха Никона и ≪Корсунский крест≫ из Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Первый находится у истоков новой традиции, второй завершает ее формирование уже в начале XVIII в. Оба воссоздают образ победного Константинова креста, но восходят к разным образцам — священному первообразу Креста Господня (Кийский крест) и легендарной Корсунской святыне князя Владимира (крест из Никольского монастыря). Анализ истории их происхождения и уникальных иконографических программ показывает вариативность почитания Креста Господня в России XVII–XVIII вв.


Об авторе

Л. Б. Сукина
Институт программных систем им. А.К. Айламазяна РАН
Россия

Людмила Б. Сукина, доктор исторических наук, доцент

152021, Ярославская обл., Переславль-Залесский, Веськово, Петра Первого ул., д. 4 «а»



Список литературы

1. Гнутова, Щедрина 2006 – Гнутова С.В., Щедрина К.А. Кийский крест: Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона // Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Индрик, 2006. С. 681–705.

2. Губарева 2015 – Губарева О.В. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 65–85.

3. Игошев 2020 – Игошев В.В. Художественное серебро XV–XVIII вв. из Переславль-Залесского музея-заповедника. М.: БуксМАрт, 2020. 391 с.

4. Морохин 2009 – Морохин А.В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церковный деятель эпохи перемен. Н. Новгород: Книги, 2009. 272 с.

5. Смирнов 1975 – Смирнов А.П. Выносной крест греческой работы XI–XII вв. // Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М.: Наука, 1975. С. 24–40.

6. Шмитт 2022 – Шмитт Ж.-К. Историк и изображения // Одиссей: Слово и образ в средневековой культуре. 2002. М.: Наука, 2002. С. 9–29.

7. Щедрина 2002 – Щедрина К.А. Некоторые историко-богословские аспекты монастырского строительства патриарха Никона // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М.: Северный паломник, 2002. С. 15–22.

8. Щедрина 2003 – Щедрина К.А. «Крест императора Константина Великого»: к вопросу иконографии: Ставрографический сборник. М.: Московская Патриархия; Древлехранилище, 2003. Кн. 2. С. 50–66.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сукина Л.Б. Большой выносной крест в России XVII–XVIII вв. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(4):73-87. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-73-87

For citation: Sukina L.B. Big altar cross in Russia in the 17th – 18th centuries RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(4):73-87. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-4-73-87

Просмотров: 86

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)