«Пучина» А.Н. Островского: рефлексия о мелодраме и театре


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-160-170

Полный текст:




Аннотация

Пьеса Островского «Пучина» (1865) – это отклик на популярную в 1830-е гг. французскую мелодраму В. Дюканжа и М. Дино «Тридцать лет, или Жизнь игрока», в которой прослеживается история падения аристократа Жоржа де Жермани, втянутого в пучину порока. В статье рассматривается пьеса А.Н. Островского как метадрама, в которой персонажи обсуждают театральную постановку «Жизни игрока». Российский драматург полемизирует со стереотипом французской мелодрамы, с характерным нагромождением страстей и преступлений, далеких от реальной жизни, а также с прямолинейно выраженной в конце произведения моралью. Отталкиваясь от мелодрамы Дюканжа и Дино, драматург переносит действие на родную почву и выстраивает собственный метасюжет, оставаясь при этом, как это ни парадоксально, в рамках мелодраматического дискурса. В его произведении действуют знакомые по прежним пьесам типажи, и пучина «темного царства» московского купечества поглощает «слабое сердце». В драме Островского разворачивается во времени история обыкновенного человека, побежденного жизнью. Впоследствии эта тема станет ведущей в произведениях Чехова.

Знаменательно, что режиссер Сергей Женовач воспринял пьесу Островского как метадраму: он объединил произведения русского и французского драматургов в одном спектакле, который был поставлен в 1993 г. в Театре на Малой Бронной.

«Пучина» Островского уникальна по форме и содержанию: в ней выражена рефлексия драматурга о мелодраме и театре.

Об авторе

М. М. Одесская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Маргарита М. Одесская, доктор филологических наук, профессор

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Казьмина 1993 – Казьмина Н.Ю. Жизнь игрока в пучине // Театр. 1993. № 12. С. 70–76.

2. Лотман 1992 – Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. С. 148–160.

3. Самохина 2009 – Самохина А.А. «Тридцать лет, или Жизнь игрока» на русской сцене и в русской критике первой половины XIX века // Театрон. 2009. № 2. С. 70–79.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Одесская М.М. «Пучина» А.Н. Островского: рефлексия о мелодраме и театре. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(3(2)):160-170. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-160-170

For citation: Odesskaya M.M. “The Abyss” by A.N. Ostrovsky. Reflection on melodrama and theater. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(3(2)):160-170. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-160-170

Просмотров: 139

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)