Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Локативный сакральный центр в мифопоэтической картине мира Александра Башлачева

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-197-205

Аннотация

Статья посвящена трем основным сакральным категориям мифопоэтической системы Александра Башлачева, которые связаны с эсхатологической концепцией поэта. Эти категории: время конца света, место суда, «эсхатологический актант» – мессия. Данная концепция разработана в зрелом творчестве поэта (конец 1985 – первая половина 1986 г.). Согласно его воззрениям, мир находится в преддверии великого эсхатологического события, названного в разных песнях по-разному (Время Сбора Камней, Страшный зуд, Скудный день и т. д.). В этот момент миру явится мессия, который скрыт за поэтической формулой – Имя Имен. До сих пор башлачеведение не дало ответа на вопрос: где же, согласно воззрениям поэта, произойдет это «событие событий». То есть имеющиеся исследования еще не определили сакральный центр башлачевской мифопоэтической системы. Автор статьи доказывает, что таким центром стала Сибирь. Это связано с биографическими коллизиями поэта: поездкой в Новосибирск в конце 1985 г., в ходе которой произошел творческий прорыв. Выход на новый качественный уровень поэт связал с особой атмосферой Сибири и тем людьми, которые живут здесь. Согласно Башлачеву, новый мессия выйдет из среды сибиряков – как людей, причастных особой сакральной силе. Соответственно, в эсхатологических текстах Башлачева, посвященных рождению мессии – Имени Имен проявляется сибирский хронотоп.

Об авторе

В. А. Гавриков
Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Виталий А. Гавриков, доктор филологических наук, профессор

241050, Брянск, ул. Горького, д. 18



Список литературы

1. Бахтин 1975 – Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. 504 с.

2. Гавриков 2021 – Гавриков В.А. Еще раз о творческих этапах А. Башлачева // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург; Тверь. 2021. № 21. С. 115–126.

3. Иванов 2007 – Иванов Д.И. Поэтика сна в романтической лирике А. Башлачева (предварительные замечания) // Дергачевские чтения – 2006. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2007. С. 85–91.

4. Лосев 1994 – Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. 920 с.

5. Лотман 1992 – Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 479 с.

6. Пауэр 2017 – Пауэр К.Ю. Образ черных дыр в поэзии Александра Башлачева // Филологические чтения ЯРГУ им. П.Г. Демидова: Материалы конф. Ярославль, 2017. С. 82–84.

7. Пауэр 2020 – Пауэр К.Ю. Структура художественного пространства в русской рокпоэзии: Александр Башлачев, Егор Летов и Янка Дягилева: Монография. М.: Выргород, 2020. 383 с.

8. Qualin 2007 – Qualin A. The Messianic Skomorokh: From cathartic laughter to the transcendent word in the works of Alexander Bashlachev // Русская рокпоэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 9. Екатеринбург; Тверь, 2007. С. 140–148.


Рецензия

Для цитирования:


Гавриков В.А. Локативный сакральный центр в мифопоэтической картине мира Александра Башлачева. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(3(2)):197-205. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-197-205

For citation:


Gavriko V.A. Locative sacral center in Alexander Bashlachev’s mythopoetic picture of the world. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(3(2)):197-205. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-197-205

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)