Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Формы проявления саморефлексии в песнях Ф. Чистякова «Северное буги» и «Северный блюз»

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-206-218

Аннотация

Статья посвящена изучению форм, в которых проявляет себя саморефлексия в песнях Федора Чистякова «Северное буги» (1990) и «Северный блюз» (2013). Выявлено, что в данных произведениях рокпоэт создает причудливое сочетание северорусской картины мира с миром афроамериканской музыкальной культуры. Этот нетривиальный ход дает возможность сравнения жизни на благодатном «Юге» и на сложном для выживания «Севере», где жизнь человека всегда преодоление, «ежедневный героизм»: именно здесь, в неблагоприятных условиях, человек вступает в вечный «бой за право быть» и учится побеждать. В первой из песен эти мотивы лишь намечены, преобладает взгляд на северный мир извне и определенная недосказанность. Во втором произведении происходит углубление и расширение трактовки жизненных мотивов благодаря конкретизации основных характеристик бытия человека на русском Севере, а также сложной субъектной организации, предполагающей слияние «я», «ты» и «мы». В результате картина северного русского мира выходит далеко за пределы географических понятий и приобретает метафизические качества, распространяясь по всей Земле уже в качестве особого культурного кода, к которому автор относится иногда достаточно иронически. В статье делается вывод о том, что в качестве формы саморефлексии возможно рассматривать авторское возвращение к определенным оригинальным мотивам и образам спустя некоторое время, необходимое для всестороннего обдумывания или смены точки зрения на них. Такой «возвратный ход» открывает перед лирическим субъектом перспективу самоиронии, продуктивность которой реализуется в создании особого настроении парапародии, обеспечивающей способность выжить и быть живым в самых суровых жизненных реалиях.

Об авторе

З. Г. Станкович
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Зинаида Г. Станкович, кандидат филологических наук, доцент

420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 18



Список литературы

1. Анцыферова 2002 – Анцыферова О.Ю. Творчество Генри Джеймса: проблема литературной саморефлексии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002. URL: http://samzan.net/65911 (дата обращения 1 февраля 2023).

2. Баткин 1997 – Баткин Л.М. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М.: РГГУ, 1997. 333 с.

3. Верменич 2011 – Верменич Ю. Джаз: История. Стили. Мастера. 3-е изд., стер. СПб.: Лань: Планета музыки, 2011. 608 с.

4. Галимова 2017а – Галимова Е.Ш. Северный текст русской литературы: методология исследования // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: Монография / Сост., отв. ред. Е.Ш. Галимова, А.Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. С. 9–26.

5. Галимова 2017b – Галимова Е.Ш. Мифологема моря в художественном пространстве северорусской картины мира // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: Монография / Сост., отв. ред. Е.Ш. Галимова, А.Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. С. 158–169.

6. Маркелова 2014 – Маркелова О.А. «Северный текст» в современной отечественной рок-поэзии // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Вып. 15. Екатеринбург, 2014. С. 292–299.

7. Синицын 2021 – Синицын А.Ю. Музыкальная культура США 40–50-х годов: бугивуги // Филологический аспект. Сер.: История, культура и искусство. 2021. № 51 (02). С. 18–23. URL: https://scipress.ru/fai/articles/muzykalnaya-kulturassha-40-50kh-godov-bugi-vugi.html (дата обращения 1 февраля 2023).

8. Солнцева 2022 – Солнцева А.Ю. Влияние современных тенденций на специфику субъектной организации рок-текстов XXI в. // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 3. С. 57–67.

9. Хатямова 2008 – Хатямова М.А. Формы литературной саморефлексии в первой трети ХХ в.: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2008. 42 с.


Рецензия

Для цитирования:


Станкович З.Г. Формы проявления саморефлексии в песнях Ф. Чистякова «Северное буги» и «Северный блюз». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(3(2)):206-218. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-206-218

For citation:


Stankovich Z.G. The forms of self-reflection manifestation in the songs of F. Chistyakov “Northern Boogie” and “Northern Blues”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(3(2)):206-218. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-206-218

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)