Формы проявления саморефлексии в песнях Ф. Чистякова «Северное буги» и «Северный блюз»
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-206-218
Аннотация
Статья посвящена изучению форм, в которых проявляет себя саморефлексия в песнях Федора Чистякова «Северное буги» (1990) и «Северный блюз» (2013). Выявлено, что в данных произведениях рокпоэт создает причудливое сочетание северорусской картины мира с миром афроамериканской музыкальной культуры. Этот нетривиальный ход дает возможность сравнения жизни на благодатном «Юге» и на сложном для выживания «Севере», где жизнь человека всегда преодоление, «ежедневный героизм»: именно здесь, в неблагоприятных условиях, человек вступает в вечный «бой за право быть» и учится побеждать. В первой из песен эти мотивы лишь намечены, преобладает взгляд на северный мир извне и определенная недосказанность. Во втором произведении происходит углубление и расширение трактовки жизненных мотивов благодаря конкретизации основных характеристик бытия человека на русском Севере, а также сложной субъектной организации, предполагающей слияние «я», «ты» и «мы». В результате картина северного русского мира выходит далеко за пределы географических понятий и приобретает метафизические качества, распространяясь по всей Земле уже в качестве особого культурного кода, к которому автор относится иногда достаточно иронически. В статье делается вывод о том, что в качестве формы саморефлексии возможно рассматривать авторское возвращение к определенным оригинальным мотивам и образам спустя некоторое время, необходимое для всестороннего обдумывания или смены точки зрения на них. Такой «возвратный ход» открывает перед лирическим субъектом перспективу самоиронии, продуктивность которой реализуется в создании особого настроении парапародии, обеспечивающей способность выжить и быть живым в самых суровых жизненных реалиях.
Ключевые слова
Об авторе
З. Г. СтанковичРоссия
Зинаида Г. Станкович, кандидат филологических наук, доцент
420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 18
Список литературы
1. Анцыферова 2002 – Анцыферова О.Ю. Творчество Генри Джеймса: проблема литературной саморефлексии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002. URL: http://samzan.net/65911 (дата обращения 1 февраля 2023).
2. Баткин 1997 – Баткин Л.М. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М.: РГГУ, 1997. 333 с.
3. Верменич 2011 – Верменич Ю. Джаз: История. Стили. Мастера. 3-е изд., стер. СПб.: Лань: Планета музыки, 2011. 608 с.
4. Галимова 2017а – Галимова Е.Ш. Северный текст русской литературы: методология исследования // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: Монография / Сост., отв. ред. Е.Ш. Галимова, А.Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. С. 9–26.
5. Галимова 2017b – Галимова Е.Ш. Мифологема моря в художественном пространстве северорусской картины мира // Северный текст как логосная форма бытия Русского Севера: Монография / Сост., отв. ред. Е.Ш. Галимова, А.Г. Лошаков. Т. 1. Архангельск: ИМИДЖ-ПРЕСС, 2017. С. 158–169.
6. Маркелова 2014 – Маркелова О.А. «Северный текст» в современной отечественной рок-поэзии // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Вып. 15. Екатеринбург, 2014. С. 292–299.
7. Синицын 2021 – Синицын А.Ю. Музыкальная культура США 40–50-х годов: бугивуги // Филологический аспект. Сер.: История, культура и искусство. 2021. № 51 (02). С. 18–23. URL: https://scipress.ru/fai/articles/muzykalnaya-kulturassha-40-50kh-godov-bugi-vugi.html (дата обращения 1 февраля 2023).
8. Солнцева 2022 – Солнцева А.Ю. Влияние современных тенденций на специфику субъектной организации рок-текстов XXI в. // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 3. С. 57–67.
9. Хатямова 2008 – Хатямова М.А. Формы литературной саморефлексии в первой трети ХХ в.: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2008. 42 с.
Рецензия
Для цитирования:
Станкович З.Г. Формы проявления саморефлексии в песнях Ф. Чистякова «Северное буги» и «Северный блюз». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(3(2)):206-218. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-206-218
For citation:
Stankovich Z.G. The forms of self-reflection manifestation in the songs of F. Chistyakov “Northern Boogie” and “Northern Blues”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(3(2)):206-218. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-206-218