Preview

ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»

Расширенный поиск

Детализация как аспект нарративного палимпсеста (на материале романа К. Ярмыш «Невероятные происшествия в женской камере № 3»)

https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-242-253

Аннотация

Применение категории палимпсеста в теории интертекстуальности позволяет отличить смыслообразующие для произведения отсылки к текстам-предшественникам от случайных, факультативных перекличек. Согласно мнению Ж. Женетта, мысленное наложение нового текста на классический, анализ сходств и различий способны дать увидеть их истинное своеобразие. Одним их структурных уровней, на котором можно с легкостью проследить взаимосвязь между современным и давно известным читателю текстами, является уровень детализации. Повторяющиеся детали, в свою очередь, образуют систему мотивов, равнопротяженную тексту и связывающую его с другими произведениями. На примере романа К. Ярмыш мы убеждаемся, что определенные подробности изображенного мира и внутреннего состояния персонажей обусловлены не только выбором темы (в данном случае темы тюремного заключения), но важны для понимания смысла произведения за счет его обращения к литературной традиции. Среди таких подробностей выделяются описание взаимодействия женщин и мужчин-арестантов, особенностей восприятия заключенным свободного мира и мира тюрьмы как дома и т. д. Отдельное внимание уделяется роли внешней объединенности арестанта с другими, совмещенной с внутренним одиночеством, а также личных воспоминаний и необходимости приспосабливаться к ограничениям, введенным для того, чтобы наказание достигло цели – перевоспитания. Бытовые детали и тонкие штрихи духовной жизни человека, попавшего в заключение, организуются в систему, прочно связывающую роман Ярмыш с романными страницами Достоевского и Толстого о пребывании в заключении.

Об авторе

Д. Б. Толстошеева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Дарья Б. Толстошеева

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Махов 2017 – Махов А. Е. Реальность романтизма. Очерки духовного быта Европы на рубеже XVIII–XIX веков. Тула: Аквариус, 2017. 305 с.

2. Тюпа 2008 – Тюпа В. И. Деталь // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. С. 54.

3. Фуко 2021 – Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 384 с.

4. Brombert 1973 – Brombert V. The Happy Prison: A Recurring Romantic Metaphor // Romanticism: Vistas, Instances, Continuities. Ithaca and London: Cornell University Press, 1973. P. 62–82.

5. Genette 1997 – Genette G. Palimpsests: Literature in the Second Degree. Lincoln, University of Nebraska Press, 1997. 490 р.


Рецензия

Для цитирования:


Толстошеева Д.Б. Детализация как аспект нарративного палимпсеста (на материале романа К. Ярмыш «Невероятные происшествия в женской камере № 3»). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(3(2)):242-253. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-242-253

For citation:


Tolstosheeva D.B. Details as aspect of narrative palimpsest (Based on the novel by K. Yarmysh “Incredible Incidents in the Women’s Cell No. 3”). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(3(2)):242-253. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-242-253

Просмотров: 151


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)