К вопросу о театральности романа Т. Манна «Признания авантюриста Феликса Круля»


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-423-434

Полный текст:




Аннотация

Статья посвящена анализу функционирования категории театральности в романе Томаса Манна «Признания авантюриста Феликса Круля». В статье рассматривается воплощение формального и содержательного аспекта данной категории. Пристальное внимание авторов направлено на образ главного героя, характерной чертой которого становится протеистичность: на протяжении повествования он предстает перед читателем в разных ролях и обличиях. Образ Феликса Круля соединяет актерский и режиссерский тип театральности, представленный в романе, что позволяет автору актуализировать конфликт иллюзорной праздничности театрализуемой жизни и серости реальности. Театральность становится ведущим способом познания мира для главного героя романа, а прирожденный талант к перевоплощению, искусная игра, механизмы ослепления публики – основой его поведения. Функционирование категории театральности на различных уровнях текста, использование различных театральных приемов в романе способствует раскрытию концепции художника в творчестве писателя. Роман о художнике спряжен у Манна с лиминальным, пограничным мироощущением. Оппозиция дух (искусство) / жизнь (бюргер), постепенно претворяющаяся в корреляцию, – магистральный путь эволюции его художественного мира.

Об авторах

Ю. В. Чернова
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Юлия В. Чернова, кандидат филологических наук

119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38



Д. А. Беляков
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Дмитрий А. Беляков, кандидат филологических наук, доцент

119034, Москва, ул. Остоженка, д. 38



Список литературы

1. Беляков 2019 – Беляков Д.А. «Волшебная гора» Томаса Манна: Монография. М.: Флинта, 2019. 224 с.

2. Берн 2016 – Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: ЭКСМО, 2016. 576 с.

3. Липнягова 2007 – Липнягова С.Г. Театральность как категория в поэтике романа. К постановке проблемы // Преподаватель XXI век. 2007. № 1. С. 125–131.

4. Лотман 1992 – Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 472 с.

5. Скоринов 1997 – Скоринов С.Н. Весь мир театр: К проблеме театроцентризма в западноевропейской художественной культуре XVII–XVIII вв. Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т, 1997. 62 с.

6. Хализев 1978 – Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. 240 с.

7. Хейзинга 1992 – Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992. 464 с.

8. Чернова 2018 – Чернова Ю.В. Театральность прозы Дж.Б. Пристли: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: МПГУ. 2018. 25 с.

9. Litvak 1993 – Litvak J. Caught in the Act: Theatricality in the Nineteenth-Century English Novel. University of California Press, 1993. 304 р.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чернова Ю.В., Беляков Д.А. К вопросу о театральности романа Т. Манна «Признания авантюриста Феликса Круля». ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(3 (3)):423-434. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-423-434

For citation: Chernova Y.V., Belyakov D.A. On the theatricality of Th. Mann’s novel “Confessions of Felix Krull”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(3 (3)):423-434. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-3-423-434

Просмотров: 73

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)