Границы жанра: иллюстрации в детском научно-популярном издании (на примере книги путешествий А. Литвиной и А. Десницкой «Транссиб. Поезд отправляется!»)


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-92-106

Полный текст:




Аннотация

Научная иллюстрация как самостоятельный жанр репрезентирует специфику понятия «научность», сложившуюся за три века развития научного метода европейского классического естествознания. Базовыми характеристиками научного метода и его частных инструментов (в том числе иллюстрации) является беспристрастное, безоценочное, не субъективированное, безэмоциональное моделирование изучаемых и изображаемых объектов. Иллюстрированные научно-популярные издания для детей как инструмент неформального образования с предполагаемой двойной адресацией оказываются на межевой полосе между научной и учебной иллюстрациями. Сложность формата в том, что он одновременно должен быть научным, детским учебным, развлекательным и популярным. В рисованных иллюстрациях для таких книг можно выделить два сильно отличающихся способа подачи материала. В статье рассматривается статус иллюстраций с точки зрения возможности их классификации как научных в детском путеводителе, выполненном в скетчевой манере.

Об авторе

Ж. В. Уманская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Жанна В. Уманская, кандидат педагогических наук, доцент

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Алперс 2022 – Алперс С. Искусство описания. Голландская живопись в XVII веке М.: V-A-C Press, 2022. 438 с.

2. Бейнарис 2014 – Бейнарис Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги // Текст. Книга. Книгоиздание, 2014. № 1 (5). С. 115–125.

3. Бугаева 2015 – Бугаева Н.И. Формирование архитектурной графики как основы художественной проектной деятельности // Известия Уральского федерального университета. 2015. № 4. С. 15–20.

4. Губайдулина, Корвацкая 2022 – Губайдуллина А.Н., Корвацкая Е.С. Мотив ностальгии по советской действительности в креолизованных текстах современной детской иллюстрированной книги // Международный журнал исследований культуры. 2022 № 2 (47). С. 79–94.

5. Деар, Шейпин 2015 – Деар П., Шейпин С. Научная революция как событие. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 576 с.

6. Калинин 2019 – Калинин И.В. Возникновение функциональной модели трэвелмедиатекста в журналах о путешествиях начала ХХ века // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 1. С. 135–150.

7. Коуп 2021– Коуп Б. Критическая картография как ответ цифровым городам // Сети города: Люди. Технологии. Власти / Под ред. Е. Лапиной-Кратасюк,О. Запорожец, А. Возьянова; Пер. с англ. К. Гусаровой, А. и др. М.: Новое литературное обозрение, 2021. С. 358–380.

8. Кувшинов 2015 – Кувшинов Ф.В. О детском травелоге в русской советской литературе 1920–1930-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (49): В 2 ч. Ч. I. C. 105–108.

9. Куликова 2021 – Куликова А.В. Современные российские краеведческие справочные издания для детей // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 239–248.

10. Лисовский 2020 – Лисовский Д.К. Научная иллюстрация: от информационного сопровождения к культуре участия // Дискурс. 2020. Т. 6. № 4. С. 95–105.

11. Люблинский 1972 – Люблинский В.С. Рождение научной иллюстрации // Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества: Сб. избр. книговедч. работ. М.: Книга, 1972. 327 с. URL: https://maxbooks.ru/lublin/humsoc09.htm (дата обращения 10 апреля 2023).

12. Манцевич 2011 – Манцевич А.А. Контекст появления первых детских энциклопедий на русском языке // Вестник Московского государственного университета печати. 2011. № 8. С. 65–69.

13. Январева 2011 – Январева Л.Ф. История способов картографического изображения // Вестник Моск. ун-та. Серия 5. География. 2011. № 1. С. 60–66.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Уманская Ж.В. Границы жанра: иллюстрации в детском научно-популярном издании (на примере книги путешествий А. Литвиной и А. Десницкой «Транссиб. Поезд отправляется!»). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(7):92-106. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-92-106

For citation: Umanskaya Z.V. Boundaries of the genre: illustrations in a popular science book for children (by the example of the travel book by A. Litvina and A. Desnitskaya “Transsib. The train is leaving!”. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(7):92-106. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-92-106

Просмотров: 118

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)