Живое и неживое в пространстве современных сериалов: витальность андроидов


https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-119-134

Полный текст:




Аннотация

Человечество изобретало робота на протяжении всей своей истории. Голубь Архита и робот-служанка Филона Византийского принадлежат еще античности. Автоматы Альберта Великого, Бэкона и Региомонтана, иудейские големы, истуканы Дедала, «железный мужик» Ивана Грозного, робот-рыцарь Леонардо да Винчи, пишущий мальчик, рисовальщик и девушка-пианистка Пьера Жаке-Дро... Каждая следующая эпоха пополняла список изобретений, стремящихся максимально приблизиться к подобию живого. Одновременно с этим желанием воспроизвести любые возможные проявления витальности всегда присутствовал безотчетный страх перед искусственным, не-живым и его вторжением в пространство живого. С появлением кино эти желания и страхи обретают новое «лицо» – умножается число двойников, порожденных наукой всевозможных технических сущностей. Ответом на достижения прогресса становятся новые образы – роботов, киборгов, андроидов. Они обладают не только новой эстетикой, особой экранной привлекательностью оживших машин, но и новой субъектностью – определенным типом восприятия, основанным на неразличимости между искусственным и естественным. Современный медийный ландшафт предлагает возможности концептуализации за пределами оппозиций: пересмотр идеи жизни, существование гибридов и сетевых расширений человека, вариаций искусственного интеллекта, автономных нечеловеческих агентов и сообществ. В этой связи новая достоверность представляется неразрывным сочетанием технического и природного, находящихся в одном пространстве, в одном теле. В статье исследуется конституирование новой субъектности в современных фантастических сериалах, соотносящейся с особой витальностью, восприятием мира, чувственного и рационального познания (на примере проектов «За пределами» (2014–2015), «Люди» (2015–2018), «Мир Дикого Запада» (2016–2018), «Видоизмененный углерод» (2018), «Рожденные волками» (2021)).

Об авторе

Л. Г. Жигалова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Людмила Г. Жигалова, аспирант

119192,  Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4



Список литературы

1. Аронсон 2006 – Аронсон О. Космическое бессознательное. Аналитика Стенли Кубрика // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сб. ст. М.: НЛО, 2006. C. 213–130.

2. Гуревич 2012 – Гуревич П. Философское толкование человека. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 471 c.

3. Гуров 2021 – Гуров О.Н. Человек и технологии: кто кому паразит? Опыт исследования зарубежных сериалов и кинофильмов // Наука телевидения. 2021. Т. 17. № 2. С. 35–58.

4. Джеймисон 2006 – Джеймисон Ф. Прогресс versus утопия, или Можем ли мы вообразить будущее? // Фантастическое кино. Эпизод первый: сборник статей. М.: НЛО, 2006. C. 38–39.

5. Кочина 2022 – Кочина Т.В. В поисках новой субъектности. Зритель как киборг (на примере фильма Адины Пинтилие “Touch me not”) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 7. С. 98–108.

6. Соколовский 2018 – Соколовский С.В. Тела и технологии сквозь призму техноантропологии // Антропологический форум. 2018. № 38. С. 99–121.

7. Столбова 2022 – Столбова Н.В. Образ синтетика в серии фильмов о Чужих: феноменология человеко-машинного взаимодействия // Семиотические исследования. 2022. Т. 2. № 4. С. 22–30.

8. Строева 2018 – Строева О.В. Феноменология тела в контексте постгуманизма (на примере популярных сериалов жанра киберпанк) // Наука телевидения. 2018. № 14.1. С. 41–56.

9. Суковатая 2012 – Суковатая В.А. Киборг: «оживший мертвый» или «мертвый живой»? Тело и его трансгрессии в пространстве цифровой культуры: панорама образов // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3. 69–73.

10. Харауэй 1985 – Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 127 с.

11. Banerjee 2012 – Banerjee A. We Modern People: Science Fiction and the Making of Russian Modernity. Middletown, CT, 2012.

12. Buck-Morss 2013 – Buck-Morss S. Aesthetics and Anaesthetics, Part I. URL: https://www.susanbuckmorss.info/text/aesthetics-and-anaesthetics-part-i/ (дата обращения 5 февраля 2022).

13. Clynes, Kline 1960 – Clynes M.E., Kline N.S. Cyborgs and Space // Astronautics. 1960. September, pp. 26–27, 74–76.

14. Mittel 2006 – Mittel J. Narrative complexity in contemporary American television // The Velvet Light Trap. 2006. Vol. 58 (1), pp. 29–40.

15. Stewart 1985 – Stewart G. The “Videoly” of Scienc Fiction // Shadows of the Magic Lamp: Fantasy and Science Ficin in Film. Carbondale: Southern Illinois U.P., 1985.

16. Wegner 2014 – Wegner Ph. Shockwaves of Possibilities: Essays on Science Fiction, Globalization, and Utopia. N.Y., 2014. P. 16–42.

17. Westfahl 1998 – Westfahl G. Mechanics of Wonder. Liverpool, 1998.

18. Kochina 2022 – Kochina T.V. The search for a new subjectivity. The viewer as a cyborg (on the example of Adina Pintilie’s flm “Touch me not”) // RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies” Series. 2022. № 7. С. 98–108.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Жигалова Л.Г. Живое и неживое в пространстве современных сериалов: витальность андроидов. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(7):119-134. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-119-134

For citation: Zhigalova L.G. The vitality of androids. Living and non-living in the of modern science fiction TV shows. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(7):119-134. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-119-134

Просмотров: 80

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6355 (Print)