Повседневная экзотика в школьных риторических упражнениях Древнего Рима (на материале «Воспитания оратора» Квинтилиана и «Диалога об ораторах» Тацита)
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-9-39-49
Аннотация
В статье рассматриваются контексты из Квинтилиана (Quint. 3.6.96-103; 7.8.3-6), Тацита (Tac. dial. 35), Ювенала (Iuv. 7.150-151) с целью показать некоторые особенности жанра античной школьной декламации и типические образы, встречающиеся в этих упражнениях. При этом высказывается критика распространенного в изданиях мнения, что некоторые из этих образов (тираны и тираноубийцы) могли восприниматься как антимонархические и угрожающие императорской власти; два якобы произошедших случая репрессивных действий римских императоров против конкретных риторов после разбора предлагается рассматривать как эксцессы (а один из этих случаев вообще может считаться ненадежным); оппозиционные настроения в ≪Диалоге об ораторах≫ Тацита связываются вовсе не с жанром декламации, а с драмой; лояльный Домициану Квинтилиан многократно использует примеры задач с тиранами и тираноубийцами как совершенно нейтральные. Предполагается видеть в экзотическом характере сюжетов и персонажей повседневную потребность школьных преподавателей в изобретении достаточно сложных условий риторических задач для развития способностей учеников к поиску аргументации. Для этой цели Квинтилиан активно применяет теорию статусов, пример использования которой дается в переводе ранее не публиковавшихся фрагментов из третьей книги ≪Воспитания оратора≫.
Об авторе
А. Е. БеликовРоссия
Алексей Е. Беликов, кандидат филологических наук
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51
141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Первомайская ул., д. 3
Список литературы
1. Гаспаров 1972 – Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1972. С. 7–73.
2. Кузнецова-Стрельникова 1976 – Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976. 287 с.
3. Шумилин 2017 – Шумилин М.В. Судьба «Фиеста» Вария в контексте культурной политики Августа // Шаги/Steps. 2017. Т. 3. № 4. C. 188–201.
4. van den Berg 2014 – Berg C.S., van den. The world of Tacitus’ dialogus de oratoribus. Aesthetics and empire in Ancient Rome. Cambridge, 2014. 344 p.
5. Bernstein 2013 – Bernstein N.W. Ethics, identity, and community in later Roman declamation. Oxford, 2013. 240 p.
6. Bloomer 2011 – Bloomer W.M. The school of Rome. Latin studies and the origins of liberal education. Berkeley; Los Angeles, 2011. 294 p.
7. Bonner 1949 – Bonner S.F. Roman declamation in the Late Republic and Early Empire. Liverpool, 1949. 177 p.
8. Dunkle 1967 – Dunkle J.T. The Greek tyrant and Roman political invective of the Late Republic // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1967. Vol. 98. P. 151–171.
9. Dunkle 1971 – Dunkle J.R. The rhetorical tyrant in Roman historiography: Sallust, Livy and Tacitus // The Classical World. 1971. Vol. 65. No. 1. P. 12–20.
10. Herrmann 1939 – Herrmann L. La mort de Curiatius Maternus // Latomus. 1939. T. 3. Fasc. 1. P. 58–60.
11. Marrou 1964 – Marrou H.I. Histoire de l’éducation dans l’Antiquité. Paris, 1964. 645 p.
12. Tabacco 1985 – Tabacco R. Il tiranno nelle declamazioni di scuola in lingua Latina // Memorie dell’Accademia delle Scienze di Torino, Serie 5. 1985. Vol. 9. P. 1–141.
Рецензия
Для цитирования:
Беликов А.Е. Повседневная экзотика в школьных риторических упражнениях Древнего Рима (на материале «Воспитания оратора» Квинтилиана и «Диалога об ораторах» Тацита). ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(9):39-49. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-9-39-49
For citation:
Belikov A.E. Everyday exoticism in school rhetorical exercises of Ancient Rome (on the material of Quintilian’s “Institutes of Oratory” and Tacitus’ “Dialogue on Orators”). RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(9):39-49. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-9-39-49