Проблема конструирования экспертной позиции в социальных медиа и блогах
https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-251-267
Аннотация
В статье обсуждаются и систематизируются новейшие подходы исследователей цифровых медиа, нематериального труда, публичности, социологии знания к тому, при каких условиях современные люди могут обретать экспертный статус и каким образом современные интернет-технологии используются для конструирования экспертной позиции онлайн. Для традиционной экспертной парадигмы важно разделение на экспертов и обывателей. Понятия эксперта и экспертной деятельности, как правило, связываются с официальными институциями. Однако в современном медиатизированном обществе происходит пересмотр такой позиции. Важную роль в изменении социальных представлений об экспертном статусе играют технологические инновации. Исследователи анализируют различные форматы и способы, посредством которых «эксперты» нового типа публично представляют себя в пространстве социальных сетей и блогов.
Об авторе
З. К. СаламоваРоссия
Земфира К. Саламова
101000, Москва, Мясницкая ул., д. 20
Список литературы
1. Абрамов, Кожанов 2015 – Абрамов Р.Н., Кожанов А.А. Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 2. С. 45–59.
2. Гудков 2012 – Гудков Л.Д. «Доверие» в России: смысл, функции, структура // Вестник общественного мнения. 2012. № 2. С. 8–47.
3. Ляховенко 2022 – Ляховенко О.И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. No. 1. P. 114–144.
4. Молотов, Максимова, Хлевнюк 2021 – Молотов К.И., Максимова А.С., Хлевнюк Д.О. Способы конструирования экспертной позиции в YouTube: видео популярных блогеров-историков о сталинских репрессиях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 92–117.
5. Baker 2022 – Baker S.A. Wellness culture. How the wellness movement has been used to empower, profit and misinform. Bingley: Emerald Publishing Limited, 2022. 350 p.
6. Baker, Rojek 2020 – Baker S.A., Rojek C. The Belle Gibson scandal. The rise of lifestyle gurus as micro-celebrities in low-trust societies // Journal of Sociology. 2020. Vol. 56. No. 8. P. 388–404.
7. Baker, Rojek 2021 – Baker S.A., Rojek C. Lifestyle gurus. Constructing authority and influence online. Cambridge: Polity, 2021. 649 p.
8. Bhatia 2018 – Bhatia A. Interdiscursive performance in digital professions: The case of YouTube tutorials // Journal of Pragmatics. 2018. Vol. 124. P. 106–120.
9. Black 2022 – Black J. The appearance of authority in health and wellbeing media. Analysing digital guru media through Lacan’s “big Other” // Digital wellness, health and fitness influencers. Critical perspectives on digital guru media / Ed. by S. Lawrence. L.: Routledge, 2022. P. 35–51.
10. boyd 2010 – boyd D. Social network sites as networked publics. Affordances, dynamics, and implications // Networked Self. Identity, community, and culture on social network sites / Ed. by Z. Papacharissi. N.Y.: Routledge, 2010. P. 39–58.
11. Chan 2019 – Chan N.K. “Becoming an expert in driving for Uber”. Uber driver/bloggers’ performance of expertise and self-presentation on YouTube // New Media & Society. 2019. Vol. 21. No. 9. P. 2048–2067.
12. Gandini 2016 – Gandini A. Digital work. Self-branding and social capital in the freelance knowledge economy // Marketing Theory. 2016. Vol. 16. No. 1. P. 123–141.
13. Gilani 2020 – Gilani P., Bolat E., Nordberg D., Wilkin C. Mirror, mirror on the wall. Shifting leader-follower power dynamics in a social media context // Leadership. 2020. Vol. 16. No. 3. P. 343–363.
14. Hearn 2010 – Hearn A. Structuring feeling. Web 2.0, online ranking and rating, and the digital “reputation” economy // Ephemera. 2010. Vol. 10. No. 3/4. P. 421–438.
15. Jones 2002 – Jones C. Signaling expertise. How signals shape careers in creative industries // Career Creativity / Ed. by M.A. Peiperl, M.B. Arthur, N. Anand. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 209–228.
16. Lee 2020 – Lee S. Status and Expertise in the Structuring of Reciprocal Exchanges on Twitter: Replies, Retweets, and Mentions During National Diabetes Awareness Month // International Journal of Communication. 2020. Vol. 14. P. 6242–6265.
17. Maslen, Lupton 2019 – Maslen S., Lupton D. “Keeping it real”. Women’s enactments of lay health knowledges and expertise on [social network site] // Sociology of Health & Illness. 2019. Vol. 41. No. 8. P. 1637–1651.
18. Nichols 2017 – Nichols T. The death of expertise. The campaign against established knowledge and why it matters. N.Y.: Oxford University Press, 2017. 252 p.
19. Origgi 2018 – Origgi G. Reputation. What it is and why it matters. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2018. 418 p.
20. Patel 2015 – Patel K. The performance of expertise on social media by creative and cultural workers // Reframing Media/Cultural Studies Conference, University of Westminster. 2015. URL: https://www.academia.edu/18642850/The_Performance_of_Expertise_on_Social_Media_by_Creative_and_Cultural_Workers_Cultures_in_Disarray_Kings_College_London_11_Jun_2015_and_Reframing_Media_Cultural_Studies_University_of_Westminster_19_Jun_2015 (дата обращения 20 мая 2023).
21. Patel 2017 – Patel K. Expertise and collaboration. Cultural workers’ performance on social media // Collaborative production in the creative industries / Ed. by J. Graham, A. Gandini. L.: University of Westminster Press, 2017. P. 157–176.
22. Prince 2010 – Prince R. ‘Fleshing out’ expertise. The making of creative industries experts in the United Kingdom // Geoforum. 2010. Vol. 41. No. 6. P. 875–884.
23. Shupei, Lou 2020 – Shupei Yu., Lou C. How social media influencers foster relationships with followers. The roles of source credibility and fairness in parasocial relationship and product interest // Journal of Interactive Advertising. 2020. Vol. 20. No. 2. P. 133–147.
24. Sjöberg, Lindgren 2017 – Sjöberg M., Lindgren S. Challenging the roles of “skilled” professionals and “risky” young mothers. Peer support, expertise, and relational patterns in [social network site] groups // Journal of Technology in Human Services. 2017. Vol. 35. No. 3. P. 247–270.
25. Steele, Shores 2014 – Steele S.L., Shores T. More than just a famous face. Exploring the rise of the celebrity expert-advocate through anti-trafficking action by the Demi and Ashton Foundation // Crime, Media, Culture: An International Journal. 2014. Vol. 10. No. 3. P. 259–272.
26. Stehr, Grundmann 2011 – Stehr N., Grundmann R. Experts. The knowledge and power of expertise. N.Y.: Routledge, 2011. 146 p.
27. Van Krieken 2012 – Van Krieken R. Celebrity society. L.: Routledge, 2012. 186 p. Walsh 2003 – Walsh P. That withered paradigm. The web, the expert and the information hegemony // Democracy and new media / Ed. by H. Jenkins, D. Thorburn. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2003. P. 365–372.
28. Ylä-Anttila 2018 – Ylä-Anttila T. Populist knowledge. ‘Post-truth’ repertoires of contesting epistemic authorities // European Journal of Cultural and Political Sociology. 2018. Vol. 5. No. 4. P. 356–88.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Саламова З.К. Проблема конструирования экспертной позиции в социальных медиа и блогах. ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023;(7(2)):251-267. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-251-267
For citation: Salamova Z.K. The problem of expert position construction in social media and blogs. RSUH/RGGU Bulletin: “Literary Teory. Linguistics. Cultural Studies”, Series. 2023;(7(2)):251-267. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-7-251-267
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.